Немецкие режиссёры о «100% Воронеж»: «Нас удивила самоцензура жителей города»
На Платоновском фестивале прошла российская премьера постановки с участием ста воронежцев
Вчера, 6 июня, открылся Платоновский фестиваль премьерой спектакля «100% Воронеж» в театре оперы и балета. Эта необычная постановка — совместный проект дирекции фестиваля и немецкой театральной компании Rimini Protokoll. В спектакле участвуют не профессиональные актёры, а сто жителей Воронежа. Задачей режиссёров было показать, какие люди стоят за сухими данными статистики о Воронеже, на основе которых поставлен спектакль.
Компания Rimini Protokoll, которая специализируется на документальном театре, проект «100% город» придумала в 2008 году. Первым участником стал Берлин. Постановка оказалась настолько интересной, что во многих городах и странах захотели её повторить. Так появились стопроцентные Лондон, Вена, Париж, Амстердам, Токио, Филадельфия, Монреаль, Мельбурн. А Воронеж стал первым городом в России, где был поставлен подобный спектакль.
Отбор в спектакль «100% Воронеж» длился полгода. Режиссёры Штефан Кэги и Хельгард Хауг поставили задачу найти воронежцев разных возрастов, с разными профессиями, разным вероисповеданием, социальным статусом, семейным положением и национальностями, чтобы сто человек были максимально приближены к социологической выборке. Как говорит координатор театральной программы Платоновского фестиваля Мария Дедова, сложно оказалось найти первого человека, которым должен был стать социолог. Принять участие согласилась преподаватель социологии ВГУ Елена Литинская. А дальше набор участников шёл по принципу снежного кома — первый человек искал следующего, второй третьего и так далее. Правда, поиск некоторых категорий давался особенно сложно. По словам Марии, дольше всего искали мужчину от 65 лет, который проживает в Отрожке.
В итоге в спектакль «100% Воронеж» попали сто человек от 4 до 86 лет. К репетициям вместе с режиссёрами они преступили в конце мая. До премьеры у участников постановки было всего пять репетиций. Кстати, в постановку посчастливилось попасть и художественному редактору газеты «МОЁ!» Надежде Рахманиной, которая представляла 1% белорусов в Воронеже.
— Перед репетициями в течение двух дней шло знакомство участников друг с другом, общение с режиссёрами, — рассказывает Надежда о процессе подготовке к спектаклю. — Режиссёр практически не давал никаких рекомендаций, каждый из участников сам выбирал, что ему о себе рассказать. Меня только Штефан попросил в одном из эпизодов станцевать так, будто я очень горжусь, что являюсь белорусом по национальности. А ещё на сцену каждому из участников нужно было взять любой памятный для него предмет. Я вышла на сцену с МОЁшкиным котом, потому что это единственный кот, на которого у меня нет аллергии.
В начале спектакля каждый из ста участников выходил к микрофону и за несколько секунд рассказывал о себе. Это был удивительный момент, потому что он показывал с одной стороны простую, но с другой очень важную мысль — насколько интересен и важен каждый человек. С виду обычная женщина вдруг рассказывает, что в 75 лет впервые села на лошадь, ещё одна пенсионерка с задорным видом сообщает, как 35 лет гоняет на мотоцикле, а миловидная девушка признаётся, что две недели жила в палатке за Полярным кругом.
Сцена была оформлена очень лаконично. На ней была только круглая движущаяся платформа и круглый экран. На нём транслировалось изображение с камеры, снимающей происходящее сверху. С помощью такого решения картинка на экране все время менялась, и она помогала в виде инфографики с людьми показывать некоторые данные статистики о Воронеже и горожанах.
После представления участников большая часть спектакля была построена в виде опросов, в которых жители города своё мнение выражали различными способами: с помощью табличек с надписями «Я» и «Не я», тайным голосованием с фонариками, цветными табличками. Причем отвечали участники на самые разные вопросы: от безобидных вроде «Кто плакал на этой неделе?» до острых политических, религиозных, социальных и этических. А в рубрике «Открытый микрофон» каждый мог сказать то, что хочет. Маленькие участники постановки тоже не отставали от взрослых и говорили о своих страхах и том, что их волнует.
— Спектакль «100% город» в России мы хотели поставить ещё три года назад, но нам говорили, что с такой демократией в стране это не получится, — признаётся режиссёр спектакля Штефан Кэги. — Но всё получилось.
Все участники постановки говорят, что во время репетиций стояли жаркие споры по поводу вопросов. Часть из них была заранее заготовлена режиссёрами, а большинство вопросов формировали участники постановки. Причём часть из вопросов отменили сами участники из-за некорректных формулировок. Например, их не устроило то, что нужно было показать в зал неприличный жест как выражение своего отношения к маргинальной части общества.
— В каждой стране есть свои табуированные темы, но нас удивила реакция участников на некоторые вопросы. В основном они касались сексуальности. Но потом нам рассказали, что в Советском Союзе секса не было, поэтому все стало понятнее, — пошутил Штефан Кэги.
Во время спектакля звучали вопросы, касающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации. Участникам нужно было решить, поддержат ли они друга и ребенка, если они признаются в своей нетрадиционной ориентации. Мнения участников разделились примерно пополам.
— Для меня самые непростые вопросы были про нетрадиционную ориентацию, я этого совсем не понимаю, — говорит 67-летняя Раиса Шишкина, которая как раз и ездит на мотоцикле 35 лет. — А вообще я получила большое удовольствие от репетиций, от самого спектакля, особенно от общения с молодёжью. Все такие интересные оказались.
На спектакле поднимались вопросы отношения воронежцев к действующей политической власти. Надо отдать должное режиссерам, они старались найти интересные варианты ответов в опросе. Так, участникам с помощью цветных карточек нужно было ответить на вопрос: «Что вы хотите, чтобы сделал Путин?» И варианты ответов: ушел в отставку, нашел приемника к 2024 году, правил как можно дольше и последний вариант — женился на мне. Неожиданно участник спектакля 52-летний фотограф Александр Масленников поднял белый цвет, означающий — «женился на мне».
— Это единственный вопрос, в котором мне пришлось соврать. На самом деле я не хочу, чтобы он на мне женился, просто у меня не было другого варианта ответа, — признался Александр. — Меня вообще очень изменил этот спектакль. Раньше я не ходил на выборы. Но на спектакле всех, кто не участвовал в выборах, на некоторое время отсадили на край сцены. И мне было обидно наблюдать, как вокруг кипит жизнь, остальные участники голосуют за или против участия России в войне в Сирии. Теперь я точно буду участвовать в выборах.
Многим участникам приходилось, отвечая на вопросы, открыто говорить о том, что их лично волнует и беспокоит. Пресс-секретарь департамента здравоохранения Воронежской области Оксана Козлова говорит, что для неё самым тяжелым моментом в спектакле было признаться, что её били в детстве.
— Это всегда очень болезненно и травматично для любого ребенка. И хотя я взрослый человек, для меня до сих пор эта тема открыта, — поделилась Оксана Козлова. — Я даже думала сначала соврать на этом вопросе. Но особенность и уникальность спектакля в его честности. Мы не играли на сцене.
Было интересно наблюдать, как многие зрители в зале включились в спектакль. А некоторые даже голосовали вместе с участниками постановки, поднимая руки. Особенно зал приветствовал позицию 19-летней Анны Поплавской. Девушка рассказала, что она родом из Крыма, и после того, как он вошел в состав России, с ней перестали общаться некоторые родственники и друзья с Украины, но всё равно, она считает, что русские и украинцы — братья и сестры. Ещё возгласы одобрения вызвала фраза, что все участники спектакля считают минимальную пенсию в 8 300 рублей недостойной для воронежцев. Кстати, на премьере присутствовал врио губернатора Воронежской области Александр Гусев. Возможно, он прислушается ко многим важным темам, о которых говорили участники спектакля.
После премьеры в театре оперы и балета все желающие зрители могли остаться на обсуждение спектакля вместе с режиссёрами и участниками постановки «100% Воронеж». Штефан Кэги поблагодарил свою воронежскую труппу.
— Нас удивило, что все участники проекта были очень сконцентрированы на подготовке, — добавила Хельгард Хауг. — Например, когда мы в Австралии ставили спектакль, нас почти не слушали, все всё время болтали. Правда, люди в Воронеже оказались немного сдержанные.
Зрители, которые остались на обсуждение, рассказали, что они в восторге от постановки. Молодой человек, представившийся Алексеем, рассказал, что он приехал из Петербурга, он назвал «100% Воронеж» идеальным открытием Платонвоского фестиваля и признался, что спектакль научил его любить родину во всем её многообразии.
— Мы все изменились во время подготовки спектакля, — поделилась ещё одна участница «100% Воронежа» экскурсовод Ольга Рудева. — Я живу в центре, где большой поток людей. Иногда от этого устаешь. Но после трёх репетиций спектакля я стала ловить себя на том, что я выхожу из дома, иду к остановке и всматриваюсь в людей, начинаю понимать, что за каждым человеком стоит какая-то история. У меня появилось внимание к людям.
Спектакль «100% Воронеж» ещё дважды покажут в театре оперы и балета — сегодня, 7 июня, в 19.00 и 8 июня в 19.00.
Читать все комментарии