На сцене воронежской Драмы актеры дрались и грубо выражались

В Драматическом театре им. Кольцова в рамках Платоновфеста показали спектакль режиссера Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь»

09.06.2018 09:58
МОЁ! Online
23

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Только представьте себе – слабо освещенная сцена, в центе которой на длинной скамье сидят герои постановки. Они одеты в черные одежды, поэтому из зрительного зала их практически не видно. Один из них ведет повествование, однако оно звучит очень невнятно. Его слова дублируются с помощью проектора на белые стены комнаты, где происходит действие – по большому счету, единственные декорации спектакля.

Постановку «О-й. Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского в Воронеж привез авангардный режиссер московского театра «Школа драматических искусств» Дмитрий Крымов. Спектакль показали на сцене Драматического театра им. Кольцова в рамках начавшегося в Воронеже 8-го Платоновского Фестиваля искусств.

Классическая драма будет, но не в этот раз

После нескольких минут темноты резко включается свет, и зрители наконец-то видят героев. Угрюмые, трагичные персонажи с нереалистичным черно-белым гримом. Они одновременно похожи и на грустных мимов, и на жителей России середины 19-го века. Их речи невнятны, а реакции  неестественно преувеличены. Восторг и радость для них - это почти истерика, безразличие – абсолютное игнорирование, мольбы или сюсюканье - мышиный писк.

Именно такими увидел и показал воронежской публике героев пьесы Островского «Поздняя любовь» режиссер Дмитрий Крымов – в прошлом, успешный театральный художник, автор множества сценографических работ Театра на Малой Бронной, МХАТА и Театра на Таганке. Сама пьеса – это абсолютно классическая русская драма о жизни людей в бедном доме. Там есть все: любовь, ненависть, алчность, предательство, и главное – самопожертвование. Однако интерпретация этого, откровенно говоря, тривиального материала Крымовым действительно взбодрила зрительный зал.

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

То, что спектакль режиссировал человек, мыслящий образами и картинками, заметно по многим признакам. Начнем хотя бы с того, что обычно пьесы Островского на сцене выглядят как классическая драма. Такие еще называют психологическими. В классических постановках, как ни крути, основная смысловая нагрузка приходится на текст. То есть, чтобы понять персонажей, их нужно внимательно слушать. В постановке Крымова текст не так важен, именно поэтому большинство актеров нарочно так невнятно разговаривает. Крымов представляет зрителю спектакль «О-й. Поздняя любовь» как ряд визуальных атак, в которых жесты, движения, звуки и интонации намного важнее, чем сами слова. Театр художника – вот как нередко называют стиль работы Крымова.

Героев можно понять, не слушая текст

Ещё один момент, на котором заостряется внимание зрителя, некоторых героев-мужчин на сцене играют женщины, а женщин – мужчины. При этом актеры далеко не всегда пытаются изменить голос и сделать его соответствующим полу. Пожалуй, это напоминает авторскую метафору, ведь в самом произведении морально женщины действительно намного сильнее мужчин. К тому же это связано еще и с тем, что некоторые сцены спектакля у Крымова получились чрезмерно экспрессивными.

Например, в спектакле есть сцена, где один из героев, молодой адвокат Николай Шаблин, передает, украденное им, долговое письмо богатой, избалованной вдове Варваре Лебедкиной, которую также играет мужчина. Когда обещанных за письмо денег Шаблин не получает, в пьесе Варвара лишь слегка толкает его и сжигает письмо-улику в печи. Она свободна и больше никому ничего не должна. Её поступок заключает фраза «Как быстро исчезают строчки».

Фото: Андрей ПАРФЁНОВ

В интерпретации Крымова на сцене между героями разворачивается настоящая битва, во время которой Шаблин и Лебедкина бьют друг друга, валят с ног, рвут одежду и используют грубые выражения. После этого Варвара вырывает единственную целую лампочку, разбивает ее себе об голову, а из оставшегося в руках кабеля начинает стрелять в Николая. Действие заканчивается тем, что Лебедкина отбирает письмо у обманутого мужчины и съедает. В этот самый момент, набив рот бумагой, она и произносит: «Как быстро исчезают строчки».

Спектакль напоминает Театр абсурда

Конечно, смотреть такую постановку нужно со знанием материала. Иначе у зрителя может сложиться ощущение, что действие разворачивается в психлечебнице. Но, несмотря на то, что многие ветви театрального авангарда, такие как, например, Театр абсурда, в России категорически не приживаются, Театр художника, напротив, собирает полные залы. К слову, по заслугам оценили творчество Крымова и в профессионалы. Спектакль «О-й. Поздняя любовь» получил сразу несколько Золотых масок. Воронежцы постановку Дмитрия Крымова не только досмотрели до конца, но и аплодировали стоя, звали актеров на бис и кричали «браво». В общем, благодарили в лучших театральных традициях. И действительно было за что. Посмотрев этот спектакль, можно сказать уверенно, что такого «Островского» в Воронеж ещё никогда не привозили.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.