В Воронеже показали спектакль о японской поэзии с участием особых детей
В театральном фестивале «Маршак» принял участие питерский «Упсала Цирк» с постановкой «Я Басё»
Вчера, 4 ноября, завершился детский театральный фестиваль «Маршак». С 27 октября на разных площадках города выступили 16 театров из России, Франции и Швейцарии. Питерский «Упсала-Цирк» на «Маршак» приезжает второй год подряд. На их необычном спектакле «Я Басё» 31 октября и 1 ноября в театре драмы им. А. В. Кольцова был аншлаг.
Постановка «Я Басё» основана на хокку японского поэта Мацуо Басё. Жанр спектакля определить трудно. В нём есть и цирковые элементы, и драма, и видео, и пантомима. И при этом актёры не произносят на сцене ни слова — музыка, движения и появляющиеся на экране хокку Басё — всё вместе составляют неповторимую глубину и текст постановки.
Профессиональное театральное сообщество высоко оценили спектакль в постановке режиссёра Яны Туминой при участии актера и режиссера Александра Балсанова. В 2018 году спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент» и премии «Арлекин» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая работа композитора».
Особенным спектакль «Я Басё» делает участие в нём, как принято говорить, особых детей из труппы «Упсала-Цирка». «Упсала-Цирк» с 2000 года работает с детьми и подростками из групп социального риска, а также с детьми с особыми потребностями, с детьми с синдромом Дауна и другими «особиками», как их ласково называют в труппе. Этот социально-культурный проект является уникальным, а артисты «Упсала-Цирка» выступают не только в Петербурге, но и участвуют в фестивалях в России и в других странах. Например, в прошлом году питерский коллектив привозил на фестиваль «Маршак» спектакль «Племянник».
Режиссёр «Я Басё» Яна Тумина рассказала, что этот спектакль — её первая работа с детьми.
— Ни на что бы подобное я не согласилась, если бы не две составляющие, — признаётся режиссёр. — Во-первых, это цирк, а там свои законы. Когда дети выходят на сцену, у них есть конкретные задачи — показать действие. В этом случае ребенок правильно защищен, ему не надо превращаться во взрослого, играть эмоции. Во-вторых, я работала только со студентами или уже взрослыми актёрами, но когда прозвучало «особые дети», решила попробовать. У нас не было задачи поставить спектакль, была задача с этими детьми взаимодействовать. Я наблюдала за ними, думала, какой бы материал был для них наиболее органичен. Японская эстетика в своей лаконичности и ясности созвучна особым детям. Японские трёхстишия хокку в своем удержании момента, в своей кажущейся простоте нас вдохновила. И их короткая форма соответствует цирковой форме. Хокку — это создание образа. Каждое трёхстишие, появляющиеся на экране, равно тому действу, которое видит зритель. Сюжет постановки протекает между детьми, поэтом, жизнью и смертью. Поэт вообще существует между жизнью и смертью, и окружен детством как чистым созерцанием.
Спектакль «Я Басё» дышит поэзией и лаконичной японской эстетикой, которая проявляется в костюмах и декорациях. На сцене нет ничего кроме циновки, напоминающей то ли остров, то ли плот, бамбуковых палок, экрана в виде листа бумаги. Всё это органично сочетается с цирковыми трюками, акробатикой, юмором, музыкой. Спектакль завораживает своей красотой, а некоторые и сцены и вовсе хочется поставить на паузу и пересматривать их снова и снова. Например, когда герой постановки, олицетворяющий холод или смерть, парит под потолком и рассыпает снег.
— В спектакле много воздуха. Мы каждый раз не знаем, кто из детей и как себя поведет, — говорит Яна Тумина. — Траншеи прорыты, хореография застроена, но эти ребята очень живые. Это как кошка на сцене. Ты ей тропу сделал, она по ней пойдет, но что она сделает — ляжет или мяукнет, неизвестно. Для актеров это большой опыт взаимодействия, они учатся у детей быть здесь и сейчас.
Этот момент «здесь и сейчас» и юным артистам, и актёрам удалось передать зрителям, показать красоту и образы, заложенные всего в трёх строчках. После спектакля ребята продолжили взаимодействие с залом, подходили к микрофону, делились своими впечатлениями, а один из мальчишек под аплодисменты исполнил битбокс.
После показа состоялось обсуждение спектакля режиссёра Яны Туминой со зрителями. Она рассказывала о том, как выстраивается взаимодействие и работа с детьми в коллективе, как взрослые актеры стали тьюторами для детей и помогают им не только на сцене, но и в быту на гастролях. Зрители делились своими впечатлениями и рассказывали, что увидели в образах, созданных актерами на сцене. А ещё Яна сообщила о ноябрьской премьере «Упсала-Цирка» — инклюзивном спектакле «Сны Пиросмани», созданного по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани. Возможно, эту постановку удастся привезти на следующий фестиваль «Маршак».
Читать все комментарии