5 советов начинающим фотографам от признанных воронежских мастеров
«Фотографию делают детали»: воронежские фотохудожники поделились секретами
Воронежскому отделению Союза фотохудожников в этом году исполнилось 20 лет. Это событие фотографы отметили двумя выставками «20/24» в зале на Кирова, 8 и «Фотографы В.», которая пока продолжается в Доме журналистов. В двух экспозициях представлены работы более двадцати воронежских фотографов.
Среди участников выставок «20/24» и «Фотографы В.» были известные в Воронеже фотографы — Михаил Вязовой и его ученик Владимир Лавров. На минувшей неделе с фотохудожниками в Доме журналистов прошла творческая встреча, на которой они поделились профессиональными секретами и рассказали о забавных, трогательных и драматических случаях, которые происходили с ними во время съёмок.
Михаил Вязовой посвятил фотографии 55 лет своей жизни. Он является руководителем отдела фотоиллюстрации газеты «Коммуна», преподаёт фотографию на факультете журналистики ВГУ. Помимо творческой и газетной фотографии Михаил Вязовой посвятил 30 лет воронежскому фотоклубу «Экспресс» и практически столько же — собиранию по крупицам истории становления фотографии в Воронеже. Михаил Вязовой является членом Союза фотохудожников России и Союза журналистов России.
Михаил Вязовой отметил, что 2019 год для фотографии знаковый. В этом году фотографии исполняется 180 лет, а воронежскому научно-художественному фотографическому обществу — 115 лет.
— Я занимаюсь 35 лет чёрно-белой фотографией, 20 лет назад перешёл на цвет, но всё равно что-то продолжаю снимать и в ч/б, — рассказал Михаил Вязовой. — За это время я понял, что трепетно и любовно нужно относиться к каждому фотоаппарату, тогда может родиться что-то, что заденет чувства, мысли зрителей. Фотограф по своей натуре должен быть наполовину музыкант. Если ты не слышишь музыку, которая звучит в тебе, она не зазвучит и в снимке.
Многие ученики Михаила Вязового сами стали известными фотографами, чьи работы были отмечены на крупнейших российских фотоконкурсах. Среди учеников Михаила Вязового — фотограф Владимир Лавров, который девять лет был фотокором газеты «МОЁ!», а также сотрудничал с изданиями «Воронежский курьер», информационными агентствами. Несколько лет назад он ушёл из журналистики, но фотографию не бросил.
— Было ощущение, что я аккумулятор, который разрядился, и я решил оставить журналистику, — рассказал Владимир Лавров. — В журналистике сейчас специфическое время — время мультимедийности. Востребованы универсалы, пишущий автор должен, выехав на задание, сделать фотографии, записать видео, потом написать текст. Это довольно большая нагрузка за сравнительно небольшие деньги. Однако газетная фотография приучает быстро реагировать и постоянно заниматься самоанализом. Работа над ошибками делает из вас фотографа. Газета в этом помогает благодаря постоянным съёмкам. Сейчас я продолжаю сотрудничать со СМИ, занимаюсь репортажной съёмкой. Репортаж непредсказуем, за это я его люблю.
Михаил Вязовой напомнил, что фотограф, особенно на массовых мероприятиях, концертах, спектаклях, должен вести себя деликатно. Фотохудожник рассказал забавный случай из своей практики.
— Часто на концертах наблюдаю такую ситуацию: в зале тишина, дирижёр взмахнул палочкой… А со всех сторон бах, бах — раздаются щелчки затворов. Нельзя вот так нарушать музыкальную тишину, — говорит Михаил Вязовой. — Если нет тихого затвора, то нужно ловить момент, чтобы было среднее звучание музыки, и зрители в этот момент не услышат щелчков. Один раз я сам попал в следующую ситуацию. Опоздал в филармонию на концерт, только сел, в зале свет гаснет. Достаю фотоаппарат, а очки долго искать. Рядом сидит мальчик, я ему говорю: «Посмотри, пожалуйста, какая циферка светится на светочувствительности, я не вижу». Он на весь зал как закричит: «Дядя, да ты же слепой! Какой же ты фотограф?» А мы находились прямо за спиной у дирижёра, он повернулся, и у него такой вид был, что он меня сейчас проткнёт насквозь своей дирижёрской палочкой. Я 12 лет музыкой профессионально занимался, в тот момент чуть сквозь землю не провалился, так стыдно было.
В финале встречи фотохудожников завалили вопросами, ответы на которые можно собрать в пять коротких рекомендаций для тех, кто увлекается фотографией или собирается стать фотографом.
1. При выборе фотоаппарата Михаил Вязовой рекомендует обращать внимание на тот, у которого при нажатии кнопки второй щелчок будет громче, чем первый. Если наоборот — лучше такой фотоаппарат не брать, качество снимков при печати у него будет хуже.
2. Распространена фраза, что с каждым щелчком фотоаппарата улетает частичка души фотографа. Михаил Вязовой советует: не старайтесь фотографировать, как пушкари, а важно стараться снимать сердцем и душой, подходить обдуманно к каждому кадру.
3. Фотографию делают детали, благодаря которым снимок можно изучать и читать, как книгу. Владимир Лавров привёл в пример свой фоторепортаж о свадьбе в колонии. В этой серии, действительно, хочется рассматривать каждый снимок благодаря деталям, взглядам, движению рук, выражениям лиц, эмоциям…
4. Фотография часто играет на противоречиях, это делает снимок интересным.
5. Важно быть внимательным. Фотографу, особенно в репортажной съёмке, часто нужно в доли секунды принимать решения, потому что уже через мгновение композиция разрушена: человек сдвинулся с места, лицо закрыл плакат и тому подобные ситуации.
Читать все комментарии