В Воронеже показали спектакль от режиссёра фильма «Господин Никто»

На Платоновском фестивале прошла российская премьера постановки «Холодная кровь» Жако Ван Дормаля

09.06.2019 10:55
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Один из самых необычных и ярких спектаклей Платоновского фестиваля «Холодная кровь» бельгийский коллектив Kiss&Cry показал 6 и 7 июня на сцене Воронежского концертного зала. Режиссёр постановки Жако Ван Дормаль давно известен в кинематографе. Среди его наград — «Оскар», «Золотая камера» Каннского кинофестиваля, премия «Сезар» и другие. Одни из самых нашумевших фильмов Ван Дормаля — «Господин Никто», главную роль в котором сыграл Джаред Лето, и «Новейший Завет» с Катрин Денёв.

Постановка Ван Дормаля «Холодная кровь» в прошлом году стала сенсацией Эдинбургского фестиваля. Этим летом её впервые привезли в Россию на Платоновский фестиваль. Спектакль «Холодная кровь» был создан в 2015 году, и его показали всего около 200 раз. Это большая удача, что Платоновскому фестивалю удалось заполучить в программу постановку бельгийцев. Спектакль посмотрели почти две тысячи воронежцев. 

Спектакль «Холодная кровь» говорит о том, чего боятся и стараются лишний раз не упоминать, — о смерти. Только талантливому режиссёру под силу рассказать об этой теме легко, с юмором и в то же время философски. Впрочем, и в киноработах Жако Ван Дормаль часто затрагивает темы поиска смысла жизни, загадки смерти, бесконечного выбора. 

Жако Ван Дормаль вместе с хореографом Мишель Анн де Мей превращают театральную сцену в съёмочную площадку. На сцене находятся шесть камер, рельсы, по которым передвигается часть оборудования, и большой экран, куда выводится изображение с камер. С одной стороны, Ван Дормаль разрушает магию кино, показывая съёмочную кухню, с другой — эта магия происходит прямо на глазах у зрителей в реальном времени. 

Актёры и операторы на сцене ничего не говорят, всё происходящее комментирует закадровый голос. Текст для спектакля написал бельгийский литератор Томас Гунциг, чьи произведения переведены в том числе на русский язык. Озвучил спектакль актёр Анатолий Белый (известен по фильмам «Шагал — Малевич», «Куприн», «А зори здесь тихие…» и другим). Его низкий проникновенный голос будто гипнотизирует зрителей и сообщает им, что нет двух похожих смертей, как и двух жизней, и сейчас они переживут семь смертей. Трагичные истории объединяет одно — смерти эти довольно нелепые. Например, одна из героинь решила сходить за хлебом в метель и замёрзла, не найдя дорогу обратно. Другой персонаж прожил долгую жизнь, пережил войну, победил рак, преодолел много потрясений, а умер от острой аллергии на картофель. Но перечислять эти истории — неблагодарное дело, потому что при переносе их в буквы вся абсурдность и даже юмор, присутствующий в постановке, как будто растворяются.

Для спектакля были изготовлены миниатюрные декорации с поразительной детализацией. Если это лес, то на деревьях видно даже кору, если квартира, то можно рассмотреть, какого цвета ручки на входных дверях… Вроде бы используются простые материалы — белая ткань для снега, дым для облаков, мех для травы, но на экране всё выглядит поразительно реалистично.

Персонажей в семи историях исполняют руки трёх танцоров. Это настолько необычно и виртуозно, что порой даже забываешь, что на сцене танцуют пальцы. С помощью рук артисты с точностью до мелочей передают самую разную хореографию — от балета «Болеро» до бальных танцев. Как рассказала актриса спектакля Фрауке Мариен, руки становятся корпусами персонажей, а пальцы — ногами, танцовщики во время исполнения хореографических па руками стараются двигаться всем телом, чтобы придать больше эмоциональности. 

— Мы задействуем те мышцы на пальцах, которые, как правило, в обычной жизни не используются, — добавляет танцор Грегори Грожан. — Пальцы — очень чувствительная часть тела. Когда они в постоянном напряжении, это действительно сложно. Но мы настолько отработали технику, чтобы движения выглядели экспрессивно и чувственно.

Гипнотический голос продолжает рассказывать зрителям о смерти: она бывает лёгкая, глупая, мягкая, обворожительная, нежная, от еды и даже метеорологическая. А ещё напоминает, что умрут все: и высокие, и низкие, и богатые, и бедные… Удивительно, но Жако Ван Дормалю удалось добиться того, что спектакль на такую тему не выглядит тяжеловесным, а напоминает сказку и яркий калейдоскоп благодаря причудливым узорам из рук. И зрители, как заворожённые, наблюдают за происходящим, не предполагая, что случится в следующую минуту.

— У меня есть определенные ощущения, что у Жако Ван Дормаля в голове некий творческий хаос, — рассказал о процессе подготовки спектакля артист Грегори Грожан. — И когда он работает, этот хаос просто переносится на всю команду спектакля. Все эти детали, разные ракурсы, декорации отчасти рождены из творческого хаоса. Но при этом в жизни он приобретает чёткие формы, где всё выверено и технически продумано.

Режиссёр в своём фильме-спектакле плавно подводит зрителей к теме, что смерть неизбежна, а потому не стоит бояться жить. Интересно, что почти все персонажи спектакля перед своим абсурдным уходом вспоминали моменты, когда они любили, что именно это и было важным. И голос Белого отсчитывает: «Один, два, три. Теперь откройте глаза. Вы живы!»

После спектакля зрители говорили, что «Холодная кровь» — это эстетическое наслаждение и очень запоминающаяся постановка. Наградой артистам стали долго не смолкающие аплодисменты. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.