Зрители Платоновского фестиваля купили билеты на 33 миллиона рублей
Художественный руководитель форума искусств Михаил Бычков рассказал об итогах прошедшего фестиваля
Вчера, 16 июня, в Воронеже завершился девятый Платоновский фестиваль. За две недели в нём приняли участие около тысячи артистов, музыкантов, литераторов и других деятелей культуры из 17 стран мира: Беларуси, Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Грузии, Израиля, Испании, Кабо-Верде, Литвы, Португалии, России, США, Швейцарии, Франции, ЮАР и Южной Кореи. В этом году на фестивале был как никогда звёздный состав участников: режиссёр Лев Додин, актриса Елизавета Боярская, худрук московского театра «Сатирикон» Константин Райкин, Народная артистка России Евгения Симонова, художник-мультипликатор Юрий Норштейн, легендарный грузинский режиссёр Роберт Стуруа и многие другие.
Художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков 16 июня провёл круглый стол по итогам прошедшего форума искусств. За две недели в Воронеже прошли 94 события, из которых 54 были бесплатными – шоу «Космос» испанского театра Grupo Puja! на Адмиралтейской площади, часть выставочной программы, встречи с писателями, показы фильмов, книжная ярмарка и другие мероприятия. В организации фестиваля помогали более 220 волонтёров.
— Платоновский фестиваль – грандиозное культурное явление. Фестиваль состоялся, сохранив свой высокий авторитет, достигнутый за все годы, пока он формировался, — отметил Михаил Бычков. – Он сохранил свою многогранность, открытость к самым разным категориям зрителей. Фестиваль прошёл в единодушной и доброжелательной атмосфере. Воронежская фестивальная публика меня всегда приятно удивляет, она с любопытством воспринимает всё, что предлагает фестиваль. Зрители способны восхищаться, цивилизованно взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой. Они не мусорят, не бывает эксцессов с нарушениями общественного порядка. Я бы сказал, что фестиваль прошёл доброжелательно и гладко. Может, это в чём-то лишило его какой-то остроты, но на самом деле острота была в другом – не во внешних трениях, а в событиях, которые были в фестивальной программе.
Михаил Бычков рассказал, что в этом году билетов на события фестиваля было продано на 33 миллиона рублей, что на 10% больше, чем в 2018 году. Бюджет фестиваля формируется из нескольких источников: доходы от продажи билетов, субсидии от учредителей Платоновфеста (правительство Воронежской области и администрация города), пожертвования спонсоров, а также партнёров фестиваля (Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция, посольство Израиля в России и другие). Общий бюджет фестиваля составил 105,4 миллиона рублей.
Худрук Платоновского фестиваля сообщил, что была некая тревога по поводу того, что зрители не активно раскупали билеты, однако она оказалась напрасной. Перед началом фестиваля практически все билеты были распроданы. Заполняемость залов на концертах и спектаклях Платоновского фестиваля составила больше 95%. На отдельных событиях была рекордная посещаемость, например, на выступлении исполнительницы из Португалии Аны Моуры и певца Мирока Париша из Кабо-Верде, а также на «Музыке мира в Белом колодце», куда на концерт приехали более 3 700 зрителей.
Говоря об итогах Платоновского фестиваля, Михаил Бычков упомянул и недостаточную техническую оснащённость концертных площадок в городе, из-за чего в Воронеж не могут приехать многие коллективы. Часть технического оборудования для показа спектаклей и концертов Платоновский фестиваль берёт в аренду, например, лебёдки.
— Вы не представляете, от какого большого количества мероприятий мы отказываемся, потому что для этого нет в нашем городе технической базы. Конечно, неплохо оборудованы театр драмы и Камерный театр, но это маленькие площадки, — сказал Бычков. – Мы рассматривали возможность участия в фестивале тайваньского и китайского проектов. Но поняли, что это дорого и непросто организовать: огромные труппы, гонорары, техническое обеспечение. Например, в Воронежском концертном зале штанкеты двигаются от кнопки. Если бы это была нормальная компьютеризированная система верхней механики сцены, можно было бы творить чудеса. Насколько я знаю, в планах концертного зала – ремонт фасада. Но он вроде бы не облетел. На мой взгляд, было бы важнее сделать современную сценическую механику, чтобы там была хорошая оборудованная площадка. Нам не хватает как минимум одной экспериментальной площадки, которая была бы свободной, простой и функциональной, чтобы там можно было показать что угодно — и «Чевенгур» Льва Додина, и спектакль хип-хоперов. Такую площадку можно было бы использовать круглый год для разных проектов. Это может быть даже переоборудованный цех завода. На цокольном этаже концертного зала есть огромное пространство, где можно оборудовать прекрасную экспериментальную площадку мест на 400, которая могла бы быть использована для фестиваля в том числе. Это помещение принадлежит театру драмы, а интересна ли им такая площадка – вопрос.
В какой-то степени, по мнению Михаила Бычкова, Платоновский фестиваль стал локомотивом улучшений и совершенствований в городе. Например, на первом фестивале при спонсорской помощи были отремонтированы гримёрки в филармонии, а в оперном театре – душевые.
На круглом столе обсуждался также и туристический потенциал Платоновского фестиваля, события которого могут быть интересны жителям других городов и даже стран. Также Платоновский фестиваль в будущем рассматривает сотрудничество с другими регионами. «Я был бы рад, если бы соседние области проявили интерес. Когда в Воронеже находится выдающийся исполнитель, что мешает проехать сотню километров?», — сказал Михаил Бычков.
— Часто со знаком минус пишут, что всего лишь около 10% воронежцев вовлечены в орбиту фестиваля. Но это же 100 тысяч человек – гигантское количество людей, — подчеркнул худрук фестиваля. – Давайте сделаем так, чтобы в орбиту фестиваля вовлекалось ещё больше людей. Необязательно они должны заполнять филармонию или Воронежский концертный зал, пусть книжная ярмарка будет ещё популярнее, открытые репетиции, творческие встречи.
Платоновский фестиваль, как сказал Михаил Бычков, за время его существования стал продуктом, который притягивает и общественное, и медийное внимание – события форума искусств активно освещаются на федеральных каналах.
Завершился Платоновский фестиваль в театре оперы и балета масштабным событием – концертом Воронежского фестивального оркестра. В состав коллектива вошли музыканты из Воронежского академического симфонического оркестра, симфонического оркестра Воронежского концертного зала, оркестра Воронежского театра оперы и балета, а также музыканты, работающие в таких коллективах, как симфонический оркестр Большого театра, симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и других знаменитых коллективах. Под управлением дирижёра Владимира Вербицкого они сыграли редко исполняемое произведение Арнольда Шёнберга «Песни Гурре», написанное в 1900 году. Это масштабное вокально-симфоническое полотно, в котором, помимо очень большого состава оркестра, приняли участие солисты и хор Воронежского театра оперы и балета, а также другие хоровые коллективы и музыканты.
Читать все комментарии