Прислать новость Магазин

Юрий Норштейн в Воронеже: «Сначала к «Ёжику в тумане» отнеслись спокойно»

Знаменитый художник-мультипликатор рассказал о процессе создания своих мультфильмов

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

7

Читать все комментарии

3400

Сложно найти человека, который ни разу на слышал про мультфильм «Ёжик в тумане», признанный лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса кинокритиков и мультипликаторов со всего мира. Его автор – художник-мультипликатор, Народный артист России Юрий Норштейн стал участником прошедшего в Воронеже Платоновского фестиваля. В книжном клубе «Петровский» 14 июня состоялся его творческий вечер, посвящённой книге «Снег на траве». В это издание вошли лекции Юрия Норштейна по искусству мультипликации. А перед встречей художник успел посетить Книжную ярмарку Платоновфеста на Советской площади.

Фото Ольги Гнездиловой

Вход на встречу с Юрием Норштейном был свободный. Желающих попасть на лекцию к известному художнику оказалось так много, что в большом зале книжного клуба не хватило всем мест. Тогда «Петровский» оперативно организовал видеотрансляцию в малом зале для всех желающих. Кажется, такого ажиотажа не ожидал и сам Юрий Борисович.

— Для меня большая ответственность выступать перед таким большим количеством зрителей. Многие думают: «Сейчас он что-нибудь скажет». А я ничего не скажу. Так что я в ситуации довольно напряжённой. Если бы мне сегодня можно было выпивать, я бы коньячку выпил, — пошутил Юрий Борисович в начале творческого вечера.

Встреча с Юрием Норштейном продлилась больше двух часов. За это время он рассказал о памятных моментах из детства, о том, что его вдохновляет, о «творческой кухне» своих известных мультфильмов, а ещё подписал книги и открытки всем желающим. Приводим интересные фрагменты со встречи с Юрием Норштейном.

Про «Лису и зайца»

Мультфильм «Лиса и заяц» вышел в 1973 году, он стал первой совместной работой Юрия Норштейна и его жены, художника-постановщика Франчески Ярбусовой. На создание мультфильма Юрия Норштейна вдохновило народное искусство. Художник признался, что не представлял, как делать мультфильм, пока ему в руки не попала книга Татьяны Мавриной «Городецкая живопись». Юрий Борисович показал иллюстрацию из книги – кота, нарисованного на сиденье стула, именно этот кот и стал прообразом Зайчика из мультфильма.

Фото Ольги Гнездиловой

— Сказка уникальна своей простотой и сложна четырёхкратным повтором эпизодов. Главная идея в том, что у страха глаза велики, но меня заинтересовало другое – скитания оскорбленного существа, который жил, жевал свою морковку, пришла хамка Лиса и выгнала его из своего домика, — рассказал Норштейн. — Глаза Зайчика должны были говорить: «За что выгнали? Почему?». Композиционно они всё время должны были смотреть на зрителя. Всё должно было быть предельно просто, но погружаться мы в это должны бесконечно.

Про заставку «Спокойной ночи, малыши»

В 1999 году одна из самых популярных детских передач «Спокойной ночи, малыши» вышла с заставкой, которую создал Юрий Норштейн. Художник рассказал, почему она просуществовала всего полгода, а потом заставку заменили. Кстати, как и во многих работах Норштейна, в заставке есть реальные персонажи. Так, образ маленькой собачки в костюме и шляпе был вдохновлён собакой по кличке «Пират», которая 14 лет жила на мультипликационной студии.

— Идея программы была абсолютно гуманистическая. Я уверен, что вкус воспитывается. Мне хотелось, чтобы в передаче не только музыка с колокольчиком была. Мы добавили одну минуту, где должна была звучать любая камерная музыка, которую могут воспринимать дети: и Шуман, и Шостакович, и Чайковский. Мне казалось, если в течение недели будут такие музыкальные фрагментики, где ещё и подписано, какая композиция играет, то дети будут всё это впитывать. И когда заставка вышла, первым делом там отрезали эту минуту с музыкой. А через некоторое время мне был звонок и было сказано: «Дети плохо спят, боятся заставки. Письма от зрителей такие пошли». Потом я показывал заставку в разных странах и ни разу не слышал, чтобы дети в ужасе сбегали от экранов.

Про «Сказку сказок»

Юрий Норштейн считает мультфильм «Сказка сказок», снятый в 1979 году, одной из своих самых важных работ. В мультфильме очень много автобиографических моментов. Юрий Норштейн рассказал, что с дома в Марьиной Роще, где он жил в детстве, был сделан эскиз домика для «Сказки сказок». Условия быта также отражены в мультфильме. История появления Волчка в мультфильме тоже основана на реальных событиях.

— Я у своей подруги на стене случайно обнаружил скомканную фотографию котёнка, которая была разглажена, — рассказал художник. – Котёнка вытащил кто-то из воды и сфотографировал. Я долго искал имя фотографа, везде на выступлениях говорил об этом. И нашёлся человек, который знал имя фотографа. Им оказался солдат французского сопротивления. Это всё очень неслучайно. И то, что он вытащил котенка и сфотографировал. Эти глаза большую роль сыграли. Именно глаза этого котёнка стали глазами Волчка.

Про «Ёжика в тумане»

Конечно, Юрий Норштейн не мог не рассказать о том, как появился его самый известный мультфильм «Ёжик в тумане». Художник показал раскадровку некоторых сцен в мультфильме, а ещё познакомил зрителей с «конструкцией Ёжика». На видео Норштейн продемонстрировал, как был сделан Ёжик и создавался эффект тумана. На прозрачной плёнке были нарисованы отдельно – туловище, голова, лапки, узелок. И всё это при съёмках собиралось в единую конструкцию. Юрий Борисович рассказал, что для мультфильма было сделано много натурных съёмок, например, на реке, а кадры потом графически обрабатывали.

Фото Ольги Гнездиловой

Популярность мультфильма «Ёжик в тумане», вышедшего в 1975 году, как говорит художник, для него была полной неожиданностью.

— Я понимаю, почему с «Ёжиком» такая история получилась. Хотя ни я, ни Франческа ничего похожего не предполагали. Сначала к «Ёжику» достаточно спокойно отнеслись. А потом он стал набирать темпы и уже превратился в нечто такое, что я даже однажды сказал в сердцах: «Я его пристрелю!». Он действительно закрывает всё. При этом все говорят: он же был назван лучшим фильмом в мультипликации. Да, но перед этим дважды лучшим фильмом назывался «Сказка сказок». Когда в Токио по опросам «Ёжик» занял первое место, на втором была «Сказка сказок». Как сказал один философ: «На вашем месте я бы спал спокойно». Но этого у меня не происходит. Очень неспокойно сплю.

Про воспитание

На встрече Юрий Норштейн охотно делился воспоминаниями о детстве, зачитывал отрывки из книги «Сны на траве». Художник говорит, что если бы не его малая родина, Марьина Роща, то ему не было бы о чём творить.

— Старый дом, где мы жили, кряхтел и вздыхал. У нас было печное отопление. Я должен сказать, кто не топил печку, не знает поэзии, — сказал художник. – У меня это счастье было. Я топил печку и иногда подолгу сидел напротив открытой дверцы. Я обожал смотреть на стену, где гуляло пламя и бесился мой силуэт. Я не знаю, как сегодня воспитывать детей. Я не знаю, где ребёнок сегодня может получить воспитание, чтобы быть приобщенным к стволу дерева, к ползущему муравью, к трепету листвы. У меня нет ответа. Когда мой сын был маленьким, я дал ему много знаний по столярному делу, верстак у нас всегда стоял. Пальцы порезаны были, но ничего, научился. Сейчас он живёт в Курчатове, он иконописец, у него шестеро детей. Как-то он детям сделал маленькую кузню при помощи пылесоса. С каким упоением дети в рукавицах по плечи брали молот и пытались ковать. Вот упоение! Это не вот это чпокание кнопок в телефоне. Мне вообще кажется, что дети скоро в один клюв превратятся. И сейчас выходят студенты, по 23 - 24 года. Такие комарики, никакого опыта у них нет. Человеку, не пройдя хоть какие-то потрясения, ему нечем работать. Особенно когда он начинает делать кино, важно, чтобы ему было что вспомнить.

Почему Юрий Норштейн считает Андрея Платонова выдающимся явлением, читайте в разделе «Мнения».

СЕГОДНЯ

ВЧЕРА