Прислать новость Магазин

Почему закрылся Воронежский центр современного искусства

Учредители ВЦСИ вернут помещение арендодателю и продолжат работу в новом формате

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10

Читать все комментарии

4234

На минувшей неделе, 28 июля, закрылся Воронежский центр современного искусства. Последней выставкой в ВЦСИ стала экспозиция воронежской художницы Евгении Ножкиной «Скользкий путь». В помещении на проспекте Революции, 29 центр работал с 2013 года. В течение шести лет в ВЦСИ проходили выставки, образовательные программы, лекции, кинопоказы и другие события. Летом 2019 года учредители ВЦСИ объявили о решении вернуть помещение арендодателю (Воронежский техникум строительных технологий), хотя срок аренды закончится только через два года. Как оказалось, ВЦСИ планировали закрыть ещё полгода назад.

— Мы давно выполнили поставленные перед собой в начале работы задачи, и в какой-то момент энтузиазм первых лет работы перешёл в самоэксплуатацию в стиле «нужно доесть кашу, чтобы не оставалось на тарелке», — говорит один из учредителей ВЦСИ художник Николай Алексеев. — Новые интересные проекты, которые предложила куратор Татьяна Данилевская — «Школа для художников», выставка «Истории настоящего» в Доме губернатора и другие, — примеры того, ради чего можно было отложить свою усталость и неизбежный конец на неопределенное время. Так что, хотя решение было довольно лёгкое, мы его откладывали по тем или иным причинам как могли, понимая, что закрытие центра — это откат назад для города.

Художник и куратор выставочных и образовательных проектов ВЦСИ Татьяна Данилевская добавляет, что за время существования у центра так и не появилось спонсоров и поддержки от государства. Система донейшенов — пожертвования от посетителей — не прижилась, так как довольно долго Воронежский центр современного искусства был с бесплатным входом. В основном центр существовал за счёт вложений его учредителей.

— Многим в Воронеже казалось, что ВЦСИ кто-то спонсирует, что так не может быть, чтобы происходил мелкий ремонт, монтаж и демонтаж, художники устраивали выставки без чьей-либо помощи. Но это именно так и происходило — либо за счёт самих художников, либо за счёт учредителей — Николая Алексеева и Ивана Горшкова. Ещё с Нового года мы поняли, что мы не просто перегорели, а выгорели. Нам надоело заниматься волонтёрством. Сейчас начался этап перехода от институции к, я бы сказала, неокарьеризму, когда художники понимают, что им нужно заниматься личной карьерой, а не развитием места.

ВЦСИ предоставлял художникам кураторскую поддержку, а также мастерские для работы. В одной из них работала художница и резидент Воронежского центра современного искусства Евгения Ножкина.

— ВЦСИ как пространство дало возможность выставлять мне и многим другим художникам некоммерческое искусство, искусство ради искусства, а не ради денег. И в отличие от музейных площадок в ВЦСИ можно было делать что-то новое и спорное, ещё никем не принятое, а не уже хорошо зарекомендовавшее себя. Многие художники именно в ВЦСИ сделали свои первые выставки, — говорит Евгения. — Помимо этого в ВЦСИ были мастерские. Мастерская — важное место для каждого художника, но большинству молодых авторов, занимающихся современным искусством, просто не на что их снять. ВЦСИ стал для многих родным домом, местом, где в уединении или в разговорах с единомышленниками рождались и воплощались новые идеи.

Как юрлицо ВЦСИ, скорее всего, будет закрыт, но сам центр останется неким брендом, под которым он продолжит своё существование.

— Так как Воронежский центр современного искусства — это люди, а они никуда не денутся, то нас ждёт множество интересных проектов, но уже не локализованных в одном месте, а рассредоточенных, — рассказал Николай Алексеев. — Мы продолжим поддерживать воронежских художников, делать выставки, собирать архив, делиться интересной информацией и так далее, но в более свободном формате — без привязки к выставочному плану. Пока рано говорить о конкретных планах, но уже к концу года мы планируем несколько анонсов.

Какие именно события готовят участники ВЦСИ, пока Николай Алексеев не раскрывает. После закрытия помещения ВЦСИ в Воронеже останется на данный момент только одна площадка, специализирующаяся на современном искусстве, — галерея «Х.Л.А.М.»

СПРАВКА

История Воронежского центра современного искусства началась в 2004 году с деятельности творческого объединения «ПИ» («Пограничные исследования»), куда входили художники Иван Горшков, Арсений Жиляев, Николай Алексеев, Мария Чехонадских, Александр Синозерский и Илья Долгов. Художники устраивали акции, квартирные выставки, занимались текстами и сетевыми провокациями. Потом объединение распалось, так как большая часть его участников уехала в Москву.

В 2007 году в Воронеже открылась галерея «Х.Л.А.М.», где выставлялись бывшие участники «ПИ», а также представители наивного искусства. К 2009 году участники «ПИ» стали самостоятельными художниками. И как раз в это время появился самоорганизованный Воронежский центр современного искусства. Участники ВЦСИ создавали арт-события без юрлица, помещения, бюджетов, инфраструктуры и какой-то поддержки. ВЦСИ тогда был только названием.

Как институция ВЦСИ сложился в 2013 году, когда центру предоставили в безвозмездную аренду помещение на проспекте Революции. Учредителями центра стали художники Иван Горшков, Николай Алексеев, Арсений Жиляев и Илья Долгов. Ежемесячно в ВЦСИ проходила новая выставка, в основном это были экспозиции привозных художников. География, которая покрывала выставки, впечатляет: в центре выставлялись авторы не только из Воронежа, но и из Москвы, Перми, Петербурга, Волгограда и других городов, а также из Эстонии, Великобритании, Германии, Австрии, Голландии.

Три самых крупных проекта, которые реализовал ВЦСИ, — это два потока образовательной программы «Школа для художников» и выставка «Истории настоящего» в 2018 году в Доме губернатора — помещении музея им. И.Н. Крамского. По сути это было первое взаимодействие ВЦСИ как организации с художественным музеем. В этом проекте приняли участие более 30 художников из России, Франции, Швеции, Финляндии, Германии, среди них известные современные художники: Малин Петтерссон Оберг, Антон Кушаев, Ульяна Подкорытова, творческая группа «Родина» и другие.

Участники ВЦСИ стремились создавать в рамках центра продукт, значимый не только для Воронежа, но и для страны в целом. В какой-то степени им это удалось. ВЦСИ по версии британского издания Calvert 22 в 2015 году стал одной из главных достопримечательностей Воронежа. За время существования ВЦСИ выставочные проекты центра три раза подряд номинировались на национальную премию в области современного искусства «Инновация» (коллективный проект «Культурный ландшафт», созданный в арт-резиденции в заповеднике «Дивногорье», вошёл в шорт-лист «Инновации»). Учредители ВЦСИ Арсений Жиляев и Иван Горшков попадали в список журнала Forbes как перспективные для формирования коллекции современного искусства художники. Ещё один учредитель ВЦСИ Илья Долгов получил премию «Инновация» за лучший региональный проект. Иван Горшков и Николай Алексеев были стипендиатами Музея современного искусства «Гараж».