В воронежском драмтеатре поставили спектакль за 6,5 миллиона рублей

Постановка «Маскарад» по Лермонтову выиграла грант Министерства культуры

11.12.2019 11:09
МОЁ! Online
20

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Декабрь в воронежском театре драмы им. А.В. Кольцова начался с премьеры спектакля «Маскарад» по одноимённой пьесе Михаила Лермонтова. История из XIX века о любви, коварстве, предательстве и жестокости общества никогда не утратит своей актуальности. Кольцовский театр впервые за долгое время обратился к знаменитой пьесе Лермонтова.

«Сущность человека актуальна всегда»

На пресс-конференции после премьеры художественный руководитель драмтеатра и режиссёр «Маскарада» Владимир Петров рассказал, что без поддержки Министерства культуры спектакль бы не состоялся. На постановку драмтеатр выиграл грант от министерства в размере 6,5 миллиона рублей. Большая часть средств пошла на изготовление технически сложных декораций и подиумных конструкций для сцены, которые, кстати, и в дальнейшем могут использоваться в театре в других постановках.

Драма «Маскарад» была создана Лермонтовым в 1835 году. Правда, из-за нападок цензуры была опубликована только в 1842 году. По сюжету герой пьесы Евгений Арбенин стремится обрести свободу, но вынужден жить по законам светского общества. Пытаясь защитить свою честь, ослеплённой ревностью, он убивает свою жену Нину. Поняв, что его супруга на самом деле была невиновна, Арбенин сходит с ума.

Творческая группа воронежского драмтеатра представила зрителям полностью «лермонтовскую», классическую историю. Но при этом в постановке сочетаются современность и историческая достоверность, психологизм. Ещё одним дополнительным действующим лицом в «Маскараде» стали декорации, придуманные режиссёром спектакля. Над сценой и всем происходящим нависали большие камни. С помощью специальных подвесных конструкций они двигались, меняли своё положение и назначение, становясь даже предметами мебели, например столом.

— Когда привезли камни, я потрогала их и поняла, что они мягкие, мне стало не так страшно, что они двигаются и даже падают на нас, хотя они довольно тяжёлые, — рассказала исполнительница роли Нины актриса Мария Щербакова.

«Парящие» камни придавали спектаклю дополнительные смыслы. Они напоминали то планеты в космосе, то символизировали давление общества. И это только лишь одни из немногих ассоциаций, которые рождали декорации спектакля. Этим и хороши многомерные образы – они задают зрителям загадки.

Пьеса Лермонтова была написана почти два века назад, но до сих пор остаётся интересна, потому что «сущность человека актуальна всегда», — считает режиссёр «Маскарада».

— Конечно, можно поставить спектакль о харассменте или о казнокрадах, вот это будет актуально, — говорит Владимир Петров. — Но самым главным является другое — душа человека, его проблемы, грехи, его страсти, милосердие, любовь. Это не связано со словом «актуально» вообще. Классика становится вечной, потому что она отвечает на проблемы человека любой эпохи. И мы, возвращаясь к поступкам и проступкам, к страстям и катастрофам людей, которые пережиты в прошлых веках, понимаем, что они созвучны нашим бедам, мыслям, нашей душе человеческой.

«Не верю, что театр может кого-то исправить»

Особое внимание при работе над спектаклем Владимир Петров уделил слову. Пьесы в стихах в современном театре не так часто выбирают для воплощения на сцене.

— Стихи – это высший пилотаж для актёра, — говорит Сергей Карпов, сыгравший Арбенина. — Мысль, которую передает поэзия, очень сильна. Но тут важна часть поэзии, которую мы называем рифмой. Ты не имеешь права спутать слова, ты должен учитывать все знаки препинания. Для артиста чем сложнее задача, тем интереснее. В такой пьесе, как «Маскарад», нельзя сыграть убийство любимого человека с холодным носом. Нельзя, опираясь на то время, сыграть, что тебя обманывают и тебе все равно. Вот такие пьесы для театра сейчас довольно редки.

Владимир Петров рассказал, что одной из причин поставить драму «Маскарад» было ощущение, что зрители соскучились по романтическим переживаниям и изысканному, интеллектуальному слову, какое есть в поэзии Лермонтова.

— Я всю жизнь мечтаю расширить вокабуляр современного молодого человека. Запас слов, которым оперируют люди, живущие рядом со мной, по телевидению, в газетах, очень сильно сужается, — говорит Владимир Петров. — Когда берешь Лермонтова, который написал пьесу в 21 год – мальчишка, понимаешь то, какие слова и сравнения он употреблял – это искусство. Я не верю, что театр может кого-то исправить, перевоспитать, но мы радуемся сами хорошему слову. Для нас это такое изысканное кушанье, которое практически не встречается в современной жизни. И выбор «Маскарада» был как раз связан с нехваткой некой еды в интеллектуальном смысле.

Судя по реакции зрителей, режиссёр угадал с выбором материала для постановки. Премьерные показы спектакля «Маскарад» были очень тепло встречены публикой, зрители аплодировали стоя и несколько раз вызывали артистов на поклон.

Следующий показ спектакля «Маскарад» в театре драмы состоится 14 декабря в 18:00. Билеты стоят 700 – 950 рублей.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».