«Мы читали текст и плакали, а многие актёры отказались это играть!»
Артисты Омского театра драмы рассказали о том, как готовили «Время секонд хэнд» — спектакль-открытие Платоновского фестиваля
Открытие юбилейного Платоновского фестиваля в этом году получилось хоть и не в уличном, общегородском формате, как планировалось, но всё равно очень ярким. 14 сентября в Воронежском концертном зале Омский театр драмы показал свой выдающийся спектакль «Время секонд хэнд» по книге известного писателя-документалиста, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич.
Книги белорусской писательницы – «У войны не женское лицо», «Чернобыльская молитва», «Цинковые мальчики» — это сборники интервью с участниками каких-либо переломных событий в жизни страны. «Время секонд хэнд» — о развале СССР. Люди разных возрастов и судеб рассказывают о своей жизни и о том, что произошло с ними, когда страна с 70-летней историей перестала существовать. Среди этих историй много драм и трагедий – причём они связаны как с прошлым, так и с настоящим.
Вот женщина, дочь врага народа, которая с четырёхмесячного возраста находилась в лагерях. Вот мама, чей сын повесился, не дожив 10 дней до 14-летия. Вот мужчина, незадолго до свадьбы узнавший, что отец его невесты – бывший НКВДшник, расстреливавший людей. «Режиссер умело создает атмосферу коллективной медитации, во время которой каждый в зрительном зале волей-неволей погружается в осмысление своих отношений с прошлым», — писала о спектакле театральный критик Юлия Клейман.
Спектакль режиссёра Дмитрия Егорова получил пять номинаций на «Золотую маску» 2019 года и одну премию – за лучшую женскую роль второго плана, её получила актриса Валерия Прокоп, исполнившая монолог той самой дочери врага народа.
В понедельник вечером в концертном зале яблоку негде было упасть, перед входом выстроилась огромная очередь – видно было, что воронежцы очень соскучились по театру. На входе всем измеряли температуру и раздавали дизайнерские маски (впрочем, надевали их далеко не все). Во время театрального действа, которое, между прочим, шло три часа, в зале царила полная тишина…
А перед спектаклем артисты Омского драматического театра рассказали «МОЁ!», как примеряли на себя столь непростой материал.
— Сначала мы примеривали на себя роли, режиссёр разрешил нам выбрать ту, которая ближе, — говорит актриса Татьяна Филоненко, — Читая, мы плакали, настолько это нам близко, настолько мы это всё прочувствовали. Некоторые артисты вообще отказались участвовать в спектакле, слишком это было тяжело. Особенность документального театра в том, что эти истории нельзя играть, их надо по-настоящему прочувствовать. А значит, найти точки соприкосновения.
Омский театр давно связан со Светланой Алексиевич. Ещё в середине 80-х он первым в России поставил спектакль по книге «У войны не женское лицо», причём актёры, участвовавшие в спектакле, встречались и с писательницей, и со своими героинями – женщинами, участвовавшими в Великой Отечественной войне.
— Мы очень соскучились по работе – с 28 марта по 22 августа театр не работал, актёры сидели дома, — рассказывает Валерия Прокоп. — Думали, что забыли все слова, но, когда дорвались до работы, оказалось, что мы не просто всё помним, за это время мы глубоко переосмыслили наши роли. Обычно у режиссёра после репетиции целый ряд замечаний. А здесь он сказал: «Так у вас всё хорошо. Откуда вы взяли эти новые эмоции? Неужели пандемия так благотворно повлияла?» Видимо, она.
— Наш спектакль не даёт оценок советской эпохи, она разная. Кто-то ностальгирует по ней, кто-то хорошо помнит все ужасы, которые творились в то время, — говорит режиссёр спектакля Дмитрий Егоров. — Это спектакль-многоголосье, разные точки зрения. И каждый зритель находит что-то очень близкое себе.
Читать все комментарии