Почему «Двенадцатую ночь» в Никитинском театре стоит посмотреть минимум 10 раз
Режиссёр спектакля Юрий Муравицкий использовал невиданный доселе воронежцами приём: перед началом каждого спектакля зрители определяют, какой артист кого сегодня сыграет
Самый молодой воронежский театр, Никитинский, начал работу с пятёрок — пятый сезон начался 15 сентября в рамках «Воронежского кейса» Платоновского фестиваля. И сразу с нетленки — это «Двенадцатая ночь» Шекспира, которую театр, как всегда, преподнесёт очень по-своему. Корреспонденты «Ё!» посетили премьеру.
Первое, на что мы обратили внимание, – аккуратно развешанные прямо в коридоре костюмы, все одинакового серого цвета. Минут за 10 до начала спектакля выходят артисты и, вежливо попросив зрителей, посторониться, начинают прямо на глазах почтенной публики переодеваться в эти костюмы, посмеиваясь: «Смотреть можно!» На этом тема перевоплощений «в режиме здесь и сейчас» не заканчивается. Уже в зале художественный руководитель и артист театра Борис Алексеев объявляет, что артисты, мол, никак не могли поделить роли, поэтому придётся решать зрителям – кто и кого сегодня будет играть. Затем каждый из десяти артистов подходит к кому-то из зрителей с мешком, из которого тот достаёт фигурку с номером персонажа (их имена заранее написали на доске, размещённой в глубине сцены). Получив свои роли на сегодня – разумеется, часть женских образов досталась мужчинам и наоборот – артисты быстро облачаются в лаконичные костюмы, скорее даже аксессуары для каждого образа (юбка, шляпа, кружевное жабо и т. п.) и приступают.
Да, забыла сказать, всё действо проходит в… огромной песочнице, куда насыпали 6 тонн песка (и как они его потом убирают?). Не только песочница даёт понять, что всё происходящее здесь – игра в её чистом виде. Артисты работают в особой манере площадного театра – с подчёркнуто театральными жестами, завываниями, закатываниями глаз и так далее.
Их позы, пластика, выражение лиц (которые они, кстати, совершенно одинаково набелили) вызывает ассоциации с марионеточным театром. Но знаете, что самое удивительное – всё это очень органично совпадает с текстом Шекспира, и по завершении спектакля кажется, что его по-другому, «по-человечески» и ставить не стоит.
— Да, всё происходящее вполне в духе самой пьесы, — говорит Борис Алексеев. — Она же вся абсолютно нереальная: близнецы, потерпевшие кораблекрушение, выдуманная страна, переодевание девушки в юношу и обратно. Такие праздничные, волшебные спектакли показывали на улицах Великобритании перед Рождеством (название «Двенадцатая ночь» неслучайно, так назывался христианский английский праздник, отмечаемый в ночь с 5 на 6 января. — «Ё!»).
Этот очень необычный спектакль-аттракцион придумал режиссёр Юрий Муравицкий, наш земляк, выпускник Воронежской академии искусств, который сейчас ставит спектакли в крупных московских театрах — его «Lё Тартюф» в театре на Таганке тоже станет участником Платоновфеста. Репетировали её в Никитинском с марта по май большей частью в «Зуме»: Юрий в Москве, а труппа в Воронеже. Все артисты учили сто с лишним страниц текста Шекспира – это было непросто. Актёры и сейчас порой забывают слова, но превратили это в особую «фишку», когда коллеги им громким шёпотом суфлируют или покатываются вместе со зрителями со смеху от их импровизаций. Всё-таки мы имеем дело с комедией, и получилось, правда, смешно!
А ещё нельзя не оценить, как завлекательна для зрителя находка с «обменом ролями» — хочется прийти в театр ещё и ещё, потому что очень любопытно, как вот этот артист, которому сегодня досталась томная красотка Оливия сыграет в следующий раз пирата Антонио и наоборот!
Читать все комментарии