Почему в «Преступлении и наказании» на Платоновфесте Соне Мармеладовой за 60?
Необычную трактовку школьной классики представил воронежцам питерский театр «Приют комедианта»
Все три дня, пока на сцене ТЮЗа шло «Преступление и наказание», в зале яблоку негде было упасть — организаторам пришлось делать приставные ряды, которые тоже тут же были проданы. Конечно, не последнюю роль здесь сыграло имя режиссёра. Константин Богомолов знаком всем: театралам — по своим скандальным постановкам в России и за рубежом, телезрителям — по нашумевшему сериалу «Содержанки», любителям светских сплетен — по любовной истории с Ксенией Собчак. Причём его «Преступление и наказание» — новинка из новинок, воронежцы увидели её сразу после питерцев, и только после Платоновфеста она поехала к москвичам.
В 2016 году режиссёр уже ставил нетленку Достоевского в Италии, в Модене. Получилось весьма зажигательное «Преступление и наказание» в духе Тарантино: семья Раскольниковых предстала в спектакле темнокожими мигрантами, сыщик Порфирий Петрович недвусмысленно приставал к Родиону, а старуха-процентщица получилась великовозрастной сексуально-озабоченной дамочкой. Возрастной ценз новой постановки «Преступление и наказание» — 18+ — тоже настраивал на определённые ожидания.
Но оказалось всё по-другому. Никакого разгула страстей и стихий, всё в точности до наоборот: очень сдержанно, даже аскетично. Начиная от декорации — что-то вроде тюремной камеры, расцвеченной яркими световыми полосами, — и заканчивая поведением актёров. Современная, но довольно неброская одежда, минимум взаимодействий, эмоционально сдержанные монологи. Сцены убийства нет вообще, она только проговаривается. Что ещё необычно — возраст актёров. Соню Мармеладову, например, играет Марина Игнатова из Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), она старше 60, а мать Родиона Пульхерию — 31-летняя Алёна Кучкова, которая, да, на 7 лет младше своего сценического сына — Родиона Раскольникова играет 38-летний Дмитрий Лысенков. Впрочем, эти режиссёрские игры с возрастом понять несложно. Мать Родиона ведёт себя как нельзя более инфантильно, в то время как Соня пережила и перестрадала на уровне взрослой женщины.
— Театр «Приют комедианта» — первый в России контрактный театр, — рассказывал перед спектаклем художественный руководитель Виктор Минков. — У нас нет ни одного штатного актёра, мы приглашаем режиссёров и даём им возможность самостоятельно выбирать себе труппу. Спектакли у нас ставили многие известные современные режиссёры, в том числе и Михаил Бычков. Константин Богомолов, с которым мы тоже раньше сотрудничали, в этот раз сделал акцент на питерских артистах. Кастинг был очень долгим и пристрастным. Я считаю, одна из главных задач современных режиссёров, берущихся за классику, — раскачать, разболтать наши хрестоматийные представления о произведении и его героях. Иначе того, зачем за неё браться?
— Это очень интересный опыт, мы были поставлены в жёсткие режиссёрские рамки и всем нам пришлось ужать свой актёрский темперамент до уровня концентрата, — говорит исполнитель роли Родиона Раскольникова Дмитрий Лысенков. — В спектакле нет оценок, кто плохой, кто хороший. Нет даже точного ответа на вопрос: убил ли Раскольников старушку или это просто его бравада? Режиссёрский способ Константина Богомолова — вылить эдакий театральный «химикат» в зал и смотреть, как происходит «проявка», как реагируют зрители. Одно могу сказать, Раскольников со своими идеями очень созвучен нынешнему времени, да и все остальные персонажи — они вне временных рамок. Правда, меня смущает одно — когда после монолога с откровенно сталинистскими идеями о людях разного сорта, моему Раскольнику начинают неистово аплодировать из зрительного зала.
Добавим от себя, что новый спектакль Константина Богомолова был номинирован на восемь премий «Золотая маска».
Читать все комментарии