Воронежцы увидели спектакль, в котором жутко даже артистам
На Платоновском фестивале искусств «Магазин» вывернул представление зрителей о хорошем и плохом наизнанку
Со слезами на глазах пришла на пресс-конференцию актриса Альметьевского драмтеатра, заслуженная артистка Республики Татарстан Мадина Гайнуллина после первого показа спектакля «Магазин» в Воронеже. Не поднимает настроение даже собственный день рождения. Сегодня вечером (среда, 23 сентября. ‒ Прим. авт.) ей вновь мучить и унижать в образе жестокой владелицы столичного магазина Зияш свою партнёршу по спектаклю актрису Диляру Ибатуллину. Та исполняет роль рабыни Карлыгаш, которая в нечеловеческих условиях трудится в том же магазине. Последняя не смогла встретиться с журналистами ‒ восстанавливает эмоциональные силы перед вторым показом.
Основан на реальных событиях
В основе одноимённой пьесы Олжаса Жанайдарова, по которой поставлен спектакль, лежат реальные события, о которых стало известно широкой общественности семь лет назад. В Москве в районе Гольяново существовал небольшой магазин, где продавали товары первой необходимости. Его владелица держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, в положении рабынь ‒ систематически подвергала избиению и сексуальному насилию.
В спектакле режиссёр обходит стороной бытовые подробности. Действо представляет собой притчу, где каждая из сторон, мучитель и жертва, рассказывают о происходящих событиях со своих точек зрения, обращаясь к зрителям, как к судьям.
‒ Эту пьесу уже ставили бытово. Мы считаем, что это невозможно сделать, ведь она очень безусловная. Её нужно решать через метафоры. Они соединяются друг с другом с помощью пластики и танца. Например, момент, когда Зияш садится сверху на Карлыгаш и начинает юбку задирать ‒ это метафора того, что владелица магазина может преодолеть любые запреты. Она, восточная женщина, воспитанная в строгих рамках, которую били с детства и заставляли ходить в платке, поднимает юбку! ‒ разъясняет режиссёр Эдуард Шахов.
Почему постановка откликается современному зрителю
Во время просмотра «Магазина» понимаешь, что всё неоднозначно ‒ мучительница перестаёт казаться абсолютным злом.
‒ Хозяйка магазина в спектакле ‒ тоже рабыня. Она хотела честно работать и честно зарабатывать. Но у неё не получается ‒ её тут же нацисты избили в метро, платить надо полицейским и миграционной службе за возможность делать бизнес, ‒ считает Эдуард Шахов.
В финале спектакля не случайно звучит марш немецких лётчиков.
‒ Идея проста ‒ такая природа взаимодействия между людьми в обществе, такие нормы государства, которые позволяют этому всему быть ‒ всё это приводит к фашизму, ‒ заключил режиссёр.
«Несколько раз я срывала репетиции»
‒ Чтобы сыграть свою героиню, мне было необходимо её оправдать для себя. И я это сделала, я сломала себя, как актрису и неравнодушного человека, ‒ делится Мадина Гайнуллина. ‒ Мы репетировали в течение месяца с утра до самого вечера, каждый раз мы рожали эти образы. Порой я не выдерживала эмоционального накала и срывала репетиции ‒ уходила.
Несмотря на то, что роли в «Магазине» исполнять тяжело не только в профессиональном плане, но и по-человечески, актрисы получают от своей работы несказанное удовольствие. Благодаря этой постановке они не только сумели показать глубокие эмоции, но и освоили новую хореографию, предложенную Алиной Мустаевой.
«С напарницей я не разговариваю»
Спектакль пропитан ненавистью.
‒ Здесь идёт война не на жизнь, а на смерть. Всё время в образах героинь актрисы должны ненавидеть друг друга. В итоге хозяйка магазина погибает. А её сотрудница погибает как свободный человек и превращается в такую же рабовладелицу, ‒ подытожил режиссёр. В этот момент Мадина отворачивается к окну, вытирая слёзы.
В финале артистки плачут и обнимаются. Как оказалось, это не прописано в сценарии.
‒ Во время работы над «Магазином» с Дилярой (вторая актриса, исполняющая роль Карлыгаш. ‒ Прим. авт.) мы не общаемся, стараемся находиться в разных гримёрках перед спектаклем, чтобы настроиться. А в финале мы просто обнимаемся и просим друг у друга прощения за то, что наши образы сделали друг другу, ‒ объясняет артистка.
«Меня шокировал воронежский зритель»
Завершилась встреча с труппой Альметьевского драмтеатра на позитивной ноте.
‒ Меня шокировал воронежский зритель. Он такой начитанный, внимательный. Я получила эмоциональный заряд и вдохновение, ‒ говорит Мадина.
‒ Иметь такого потрясающего зрителя ‒ это просто мечта. В Воронеж я влюбился. Не знал, что это такой прекрасный город ‒ красивый, солнечный, цветущий. Здесь такие красивые люди! Возвращаюсь к себе в театр послезавтра и начинаю ставить Платонова, чтоб вновь приехать сюда, ‒ обратился к собравшимся Эдуард.
Автор:
Комментарии (2)
Удалённый аккаунт
25.09.2020 08:58
"Рассея 21го века", пожалуй больше подходит такое название спектаклю, судя по описанию, как мне кажется.Не страна, а один огромный спектакль "Магазин".
IBM
25.09.2020 09:09
Наденьте дыхательные аппараты.
- Зачем? У вас хороший воздух.
- Именно поэтому.
(С)