«Ну вот Бузова сейчас начнёт работать во МХАТе и всё исправит»

Худрук театра «Школа современной пьесы» рассказал журналисту «МОЁ!» о современном театре 

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13

Читать все комментарии

3093

Худрук театра «Школы современной пьесы» — о современном театре и Бузовой

Новая постановка одного из самых известных театральных режиссёров России Дмитрия Крымова «Все тут» увидела свет осенью 2020-го. В столице на неё не достать билетов — воронежцам очень повезло. Правда, не всем, кто хотел попасть на пьесу. Постановка камерная, и, по замыслу режиссёра, зрители сидят не в обычном зале. Ряды стульев всего на 200 мест установили в закулисной части Воронежского концертного зала (ВКЗ). Зрители попали на спектакль необычным путём — через гримёрки и рабочие помещения ВКЗ, а чтобы они не забрели куда-нибудь не туда, по всему маршруту выстроилась цепочка волонтёров.

Такие пертурбации оправданы идеей постановки — это спектакль о театре, о театральных легендах. В основу легла пьеса Торнтона Уайлдера «Городок». Но на самом деле Дмитрий Крымов ставил спектакль-воспоминание о своих знаменитых родителях — легендарном театральном режиссёре Анатолии Эфросе и кинокритике Наталье Крымовой. Кстати, Анатолий Эфрос имеет воронежские корни. Его отец Исаак Вольфович родился в нашем городе.

«Трогательная беспомощность души!» — так описал основную идею постановки журналист и театральный критик Сергей Николаевич. Спектакль получился очень личный — он трогательный, местами смешной, местами почти трагичный. Крымов обожает визуальные эксперименты в театре — и чего только зрители не увидели за этот час сорок пять минут! Сгоревшие стулья и огромная рыбина, поток слёз, льющийся в зрительный зал, и хачапури, которое движется по скатерти само по себе, Антон Чехов трёхметрового роста, живые голуби и даже юбка горячей грузинки, которая поднимается и обнажает колени хозяйки под действием неведомых законов физики.

Сам режиссёр-постановщик не смог приехать на Платоновский фестиваль — он выпускает очередную премьеру. За него на пресс-конференции отдувались артисты спектакля и художественный руководитель Иосиф Райхельгауз.

— Крымов открыл и развивает визуальный театр, театр цвета и композиции, я очень хотел, чтобы он поставил спектакль именно в нашем театре, — признаётся Иосиф Леонидович. — Мы долго решали с ним, что он будет ставить. Дима хотел позаигрывать с классикой, мне эта идея не нравилась, хотя я сам этим порой грешу. Вроде бы остановились на «Борисе Годунове», но однажды вечером в машине меня осенило. Я позвонил и сказал Диме, что он должен поставить спектакль о своих знаменитых родителях. Крымов потом говорил, что после моего предложения проплакал всю ночь. Так происходило и на репетициях. Он начинал читать текст — и у него текли слёзы. А в соседнем помещении я ставил спектакль «Фаина. Эшелон», посвящённый моей маме (его тоже привезли на Платоновский фестиваль. — «Ё!»), и тоже пускал слезу. В общем, в театре было сыро, и помощники режиссёра с утра готовили для нас стопку бумажных платков!

На пресс-конференции зашла речь о том, что многие современные режиссёры экспериментируют с формой спектакля в ущерб его содержанию и психологизму.

— Ну вот Бузова сейчас начнёт работать во МХАТе и всё исправит (подробности о новой роли Ольги Бузовой читайте здесь), — пошутил Иосиф Райхельгауз. — А если серьёзно, лично я хочу сделать спектакль, чтобы на сцене были только актёры. Без музыки, света, декораций и видимой работы режиссёра. Чтобы зрителю ничто не мешало следить за их движениями души.