Разбирая Вуди Аллена: пять фильмов для просмотра в день рождения режиссёра
Сегодня невротичному комику исполняется 86 лет
- «Энни Холл», 1977 год (12+)
- «Зелиг», 1983 год (6+)
- «Матч Поинт», 2005 год (16+)
- «Жасмин», 2013 год (16+)
- «Колесо чудес», 2017 год (16+)
«Маленький очкастый еврей, вовремя бросивший писать», — именно так характеризует себя режиссёр в заголовке автобиографии. Невротизм, самоирония и бесконечный психологический анализ себя и окружающих — именно за это зрители и любят фильмы Аллена. Сегодня, 1 декабря, четырёхкратному обладателю премии «Оскар» исполняется 86 лет. Всю его фильмографию за день, конечно, не осилить, но можно начать с одного из её представителей.
«Энни Холл», 1977 год (12+)
«— Вы выглядите счастливой парой — это так? Как вы этого достигли?
— Я — поверхностная и пустая, мыслей у меня нет и сказать мне нечего.
— И я абсолютно такой же.
— Как интересно! И вам удалось найти общий язык?
— Вот именно!»
Любовно-ироничная история взаимоотношений нервного стендап-комика и жизнерадостной начинающей актрисы. Он ходит к психотерапевту пятнадцать лет подряд и устраивает долгие занудные споры обо всём на свете. Она хохотушка, обожающая по выходным сыграть партию-другую в теннис. Они будут расставаться и сходится вновь, беспрестанно целуясь и ругаясь, при этом успевая обсуждать всё на свете. Любопытно, что в этом фильме Аллен показывает самого себя — брюзгу и зануду — совершенно без прикрас, но в итоге идёт на компромисс со своей натурой и на первый план выводит героиню Дайан Китон, оттеняющую его персонажа своей живостью.
«Зелиг», 1983 год (6+)
«— Так безопаснее… быть как все.
—Вам хочется избежать опасности?
—Мне хочется, чтобы меня любили»
Что произойдёт, если у человека появятся невероятные способности приспосабливаться ко всем переменчивым условиям окружающего мира?.. Его можно было бы назвать приспособленцем, но Аллен назовёт его «хамелеоном» и «мастером мимикрии», да ещё и сделает главным персонажем псевдодокументального фильма. Знакомьтесь — Леонард Зелиг, способный по мановению руки менять свою внешность, привычки и род занятий. Картина покажет десять лет из жизни персонажа — от 1928 года и «эпохи джаза» до прихода к власти Адольфа Гитлера. Идеальный конформист, Леонард Зелиг попробует разобраться, где же на самом деле находится его место в жизни.
«Матч Поинт», 2005 год (16+)
«— Я считаю, что очень важно быть везучим во всем.
— Я не верю в везение, я верю в упорный труд.
— Упорный труд обязателен, но все боятся признать, какую огромную роль играет везение»
«Тварь я дрожащая или достоин любви Скарлетт Йоханссон?» Примерно с такой мысли начинается грехопадение главного героя «Матч Поинта», профессионального спортсмена Криса. Крис отчаянно желает пробиться в высшее общество — и жизнь даёт ему такой шанс. Он очаровывает богатую аристократку, но вот незадача — на его пути встречается роковая и легкомысленная Нола. Страсть заведёт героев в самую гущу бескрайних английских полей и своих сердец. Привычная для Аллена завязка сюжета превратится в напряжённый триллер, как только Крис поймёт, что блондинистая старлетка угрожает его восхождению в аристократические райские сады.
«Жасмин», 2013 год (16+)
«Когда-нибудь, когда вы станете жутко богаты, не забывайте быть щедрыми»
Изящное переосмысление Алленом сюжета знаменитой пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» — произведения смелого и откровенного в высказываниях. Аллен приправляет драматизм деликатным юмором и выкручивает разницу между представителями разных социальных слоёв до предела. Нежная Жасмин в пастельных платьях и пиджаках от «Шанель» после ареста мужа окажется в малогабаритной квартирке своей сводной сестры. Она будет нервно-аристократично хлестать водку с лимоном, сетовать на грубость и несовершенство мира, а в конце почти сойдёт с ума. Да и как же не свихнуться— в таких-то интерьерах, где даже потолки мешают человеку дышать?..
«Колесо чудес», 2017 год (16+)
«— Жена разлюбила рыбалку?
— Да притворялась она, чтобы поймать меня на крючок. Рыбой был я»
В чём Аллену отказать нельзя — так это в подборе актрис на главные роли. На фоне солнечной атмосферы Кони-Айленда, морских пейзажей и парка аттракционов нервозность и неустроенность Джинни, персонажа Кейт Уинслет, бушует многогранностью красок. Джинни, в отличие от Уинслет, плохая актриса — а это, как известно, диагноз, ведущий к излишнему драматизму. Она со всем пылом своей души влюбится в персонажа Джастина Тимберлейка. Тот напору сперва обрадуется, но затем не вынесет накала страстей и увлечётся милой и ранимой Кэролайн. Джинни перемены в сценарии не предусмотрела и станет действовать наверняка, чтобы остаться единственной главной героиней собственной пьесы.
Читать все комментарии