Закроется ли к лету половина воронежских кинотеатров?

Какое будущее ждёт отечественные кинозалы и когда к нам вернутся голливудские фильмы

15.04.2022 22:34
11 9676

— На «Брат» ещё идут, и, судя по реакции, многие видят фильм впервые! На «Служебный роман» приходит гораздо меньше зрителей, а в будни в кинозалах вообще единицы, всё очень печально! — так описали текущую ситуацию сотрудники одного из воронежских кинотеатров.

Сборы в кинотеатрах ниже, чем в пик пандемии

В самые первые дни после начала спецоперации на Украине из России ушли крупнейшие голливудские студии, которые приносили до 70% выручки отечественному кинорынку. Что сейчас идёт в прокате? Европейские фильмы (они пока разрешены к показу в нашей стране), отечественные новинки — кино и анимация, а также повторы советских и российских кинохитов. С 21 апреля, например, в прокат выйдет «Любовь и голуби» с отреставрированным звуком и картинкой. Большая часть воронежских кинотеатров уже перешла на ограниченный режим работы — сокращается или количество действующих залов, или количество сеансов, или и то, и другое сразу.

Долго ли киношники продержатся даже на «пониженных оборотах»? Оценки экспертов различаются. Член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев, например, прогнозирует, что уже к лету в стране закроется каждый второй кинотеатр. Главная причина: падение выручки из-за отсутствия ожидаемых премьер, из-за чего владельцы не потянут эксплуатационные расходы и оплату труда. Как подсчитали аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика», сборы в российских кинотеатрах в марте стали самыми низкими за последние пять лет, то есть даже ниже, чем в пандемию. Общая касса российских кинотеатров за прошлый месяц составила 2 млрд рублей. Это на 45% меньше марта 2021 года. 

Первой ласточкой, возвестившей о кинокризисе, в столице Черноземья, как известно, стал кинотеатр «Пролетарий». 31 марта стало известно, что известнейший кинотеатр прекращает свою профильную деятельность — минимум на полгода. Буквально на следующий день, 1 апреля, бизнесмен Евгений Хамин разместил большой пост в своём телеграм-канале о состоянии дел в его кинотеатрах.

«Кинотеатрам в отдельных зданиях придётся сложнее»

Предприниматель Николай Шалыгин, который с 2018 по 2020 год работал генеральным директором кинотеатра «Пролетарий», не совсем разделяет пессимистичные настроения, царящие в российском кинобизнесе. Он не сомневается — выжить кинотеатрам будет сложно, но перспективу закрытия каждого второго из них тоже считает маловероятной.

Николай Шалыгин

— Конечно, Голливуд заменить практически невозможно, — говорит наш собеседник. — На отечественном кинорынке периодически появляются крупные премьеры, которые приносят хорошие доходы, однако не в таком количестве, чтобы заменить американское кино. Доля европейских картин традиционно очень мала. Азиатское кино, тот же Китай, — это для российского зрителя очень непривычно. Ходят разговоры о том, чтобы вернуть нам Болливуд. Но переговоры с Индией, вся подготовительная работа — это займёт время. Есть альтернативный контент: кинотрансляции спектаклей, сериалов, спортивных соревнований. Разговоры о нём идут уже лет 15, но дело почти не сдвинулось с мёртвой точки, есть лишь отдельные успешные реализации. Правообладатели почему-то неохотно шли на контакт.

Николай Шалыгин прогнозирует, что сложнее всего придётся кинотеатрам, которые арендуют площади в торговых центрах, а также тем, которые располагаются в отдельно стоящих зданиях. Мультиплексам в торговых центрах, которые находятся в собственности владельца (а таких в Воронеже большинство) будет попроще.

— У кинотеатров-арендаторов ситуация катастрофическая — аренду платить надо, а показывать нечего. Отдельно стоящее здание — это, с одной стороны, возможность получать дополнительные доходы за счёт аренды части помещений — например, под кафе и рестораны. Но с другой стороны, на них лежит огромное бремя эксплуатационных расходов (коммунальные платежи, налоги), плюс большой штат персонала. Допустим, кинотеатру в торговом центре достаточно нанять администратора, продавцов универсальных баров, киномехаников и клининг. А если кинотеатр находится в отдельном здании, нужны ещё, как минимум, служба охраны, дворник, завхоз, инженер по зданию… Когда я был директором «Пролетария», фонд заработной платы у меня был почти в три раза выше, чем у сетевых кинотеатров в торговых центрах.

«Голливуду интересен российский рынок»

По мнению нашего собеседника, сокращение количества работающих залов и сеансов — самая правильная тактика сейчас.

— Она позволит сэкономить, в том числе, например, на эксплуатации ламп для проекторов — а это одна из самых больших статей расходов. В «Пролетарии» мы тратили около 150 тысяч рублей раз в два месяца только на замену ламп. Сейчас же нужно оптимизировать все траты, поэтому считаю правильным решением убрать утренние и ночные сеансы, которые редко пользуются большим спросом. Возможно даже рассмотреть и сокращение рабочих дней. Я думаю, что в таком «экономичном» режиме кинотеатры могут существовать какое-то время, и к лету половина из них точно не закроется. Более того, не стоит забывать, что в эти предприятия были вложены десятки миллионов рублей. И бизнесменам совершенно не на руку сворачивать такой дорогостоящий проект, фиксируя убытки. Тем более всегда у предпринимателей есть надежда, что ситуация со временем изменится.

Николай Шалыгин убеждён: зрители, пусть и не в прежнем количестве, но будут продолжать ходить в кино. Ведь для многих это формат недорогого семейного или романтического досуга — и по большому счёту для определенной аудитории не так важно, какой фильм идёт на экране.

— Аншлаг в кинотеатрах и раньше наблюдался нечасто — только во время праздников или уикендов, когда стартовала громкая премьера. В среднем по стране посещаемость кинозалов в обычные дни сохранялась на уровне 10%. И это позволяло кинобизнесу зарабатывать! Сейчас посещаемость, конечно, ещё снизится, но зрители не уйдут из кино, это точно.

Что касается голливудских киностудий — наш собеседник не согласен с популярным мнением, что российский рынок им, дескать, совсем неинтересен, поэтому возвращения «мастодонтов» ждать не приходится.

— Давайте оперировать цифрами. Общемировые сборы киноиндустрии в 2021 году составили 21,4 миллиарда долларов. Большая доля, 7,3 миллиарда, приходится на Китай. В России собрано всего лишь чуть более 500 миллионов долларов. Но если мы берём конкретные американские киностудии и их релизы, то там доля россиян будет значительно больше. Отметим, что российский кинорынок все последние годы входит в тройку крупнейших в Европе, а в 2019 году возглавил этот рейтинг по доходам от проката. Захотят ли киностудии терять такой рынок? Думаю, что нет. Об этом говорит ещё и тот факт, что киностудии не закрыли свои российские представительства. Когда представится благоприятная возможность, Голливуд вернётся, но думаю, что это произойдёт не через полгода и даже не через год…

Соответственно, всё это время российским кинотеатрам нужно как-то продержаться. По мнению нашего собеседника, это возможно, только если государство окажет поддержку киноиндустрии. Владельцы кинозалов уже отправили в Минкульт свои предложения по поддержке кинотеатров — прежде всего они рассчитывают на субсидии, как это было во время пандемии. Пока эти предложения рассматриваются. Также с 31 марта Фонд кино начал приём заявок от кинотеатров на выдачу субсидий для ремонта кинозалов — предусмотрена помощь в размере 9 млн рублей на один кинозал. 

Комментарии (11)

Удалённый аккаунт

16.04.2022 10:00

Что, и тут не импортозамещается?)))

Удалённый аккаунт

16.04.2022 10:24

Хоум видео показывать и ролики из Тик-тока на большом экране

это я

16.04.2022 14:27

А что пиратских, вообще, не осталось?