Воронежская передышка: в кукольном театре поставили спектакль о Мандельштаме
Спектакль поставил именитый режиссёр из Санкт-Петербурга
В кукольном театре с 24 июня премьера — атмосферный спектакль по мотивам цикла стихов «Воронежские тетради» Осипа Мандельштама, дневников его жены, воспоминаний друга семьи Натальи Штемпель и протоколов допросов поэта. Мы побывали на предпремьерном показе и расскажем, почему стоит увидеть эту постановку.
Поэзия Осипа Мандельштама — трудное чтение. Чтобы понять её, требуется знание контекста — исторической обстановки, жизненных обстоятельств и личных качеств поэта. Руслан Кудашов — главный режиссёр Санкт-Петербургского Большого театра кукол, поставивший в Воронеже спектакль о Мандельштаме, — в буквальном смысле разложил всё по полочкам. Личность Осипа Мандельштама представлена в виде сразу нескольких персонажей — Дон Кихота, Данте Алигьери, Чарли Чаплина, кошки и щегла. Вся эта компания живёт, размышляет, вспоминает, творит, бывает на допросах у следователя. В зависимости от обстоятельств на первый план выходит то один, то другой персонаж. Дон Кихот отвечает за лирику, Чарли Чаплин — за воспоминания о беззаботной юности, кошка — за лавирование в предложенных жизненных обстоятельствах.
В нашем городе Мандельштамы провели три года в качестве ссыльных, назвав это время «воронежской передышкой» между двумя арестами. Через полтора года после отъезда из Воронежа поэт погибнет в пересыльном лагере.
— Не единожды в воспоминаниях Надежды Мандельштам звучит мысль о том, что человек поставлен в обстоятельства, когда он сам осознаёт, и все осознают, что дальше жизни не будет, срок определен, — рассказал режиссёр Руслан Кудашов. — И, находясь под гнётом этих обстоятельств и мыслей, нужно всё равно жить. Появление «Воронежских тетрадей» — доказательство того, что человек воспользовался этим шансом, смог прожить.
Действия как такового нет. Всё, что происходит на сцене, — слова, музыка, свет — передаёт ощущения человека, живущего в разреженной атмосфере, из которой с помощью репрессивной машины постепенно выкачивают воздух. Маленькие куклы и большие кукловоды, шумный следователь и тихий голос поэта. При мерцающем свете кукла Мандельштама временами превращается в покойника — ужасающий скелет человека. Что как бы намекает на то, что ждёт впереди.
Живых (не кукольных) персонажей в постановке всего три — это люди, вызывавшие у поэта самый большой эмоциональный отклик. Это жена Надежда Мандельштам, друг Наталья Штемпель и следователь, к которому Мандельштам регулярно ходил на допрос.
В атмосфере спектакля стихи, звучащие со сцены, обретают страшную глубину. Ускользавший смысл его сложной поэзии открывается. Становится понятно, о чём говорил поэт.
— Иногда нужно проговорить тяжёлые для себя вещи, — рассказывает Руслан Кудашов. — И становится легче. Иногда важно отдохнуть, но для этого есть другие темы и другие спектакли. А что касается темы Мандельштама, тут вряд ли можно поразвлечься. Но мы пытались, насколько это возможно, искать свет во всем этом.
Премьера спектакля состоится 24 июня, далее постановка будет регулярно появляться на сцене. Возрастной ценз 16+.
Читать все комментарии