Дрессировщик львов в Воронеже: «Были моменты, когда я думал: всё, конец мне!»
Укротитель Владислав Гончаров, артист новой программы «Принц цирка», рассказал о том, страшно ли класть голову в пасть льву
Если соединить в одной программе захватывающие цирковые номера и красочное шоу фонтанов, получится невероятно красивое зрелище! Эта идея пришла в голову известному цирковому режиссёру Руслану Ганееву, обладателю престижной премии «Мастер». Что получилось, воронежцы могут увидеть в новом шоу «Принц цирка» (0+), которое гостит в нашем городе с 30 июля до середины августа. Подробнее мы рассказываем о нём здесь. Изначально гастроли были запланированы до сентября, но планы артистов поменялись — их попросили выступить в республиках Донбасса. Впрочем, после окончания поездки в ЛДНР артисты обещают вернуться в Воронеж и продолжить выступать — это произойдёт в октябре.
Шоу очень красивое и современное — необычные костюмы, декорации, музыкальное оформление, лазерное шоу. Но главное, конечно, артисты. Команда велофигуристов выполняет сумасшедшие пируэты в воздухе, гимнасты — номера в «космическом» стиле, причём в одном из них звучит голос Юрия Гагарина. У дрессировщиков Дарьи и Александра Оноприенко в представлении с роскошным реквизитом в стиле барокко задействовано 10 умненьких попугаев. Они танцуют, кувыркаются, катаются с горки, а самый ловкий — на крошечном велосипеде!
Во втором отделении появляется «один среди львов». Так называется номер Владислава Гончарова. Обладатель «Серебряного клоуна» в Монте-Карло на манеже управляется с десятью подопечными! Гривастые хищники под его чутким руководством перепрыгивают друг через друга, встают на задние лапы. Владислав с царями зверей не церемонится — таскает их на плечах, а одному даже суёт голову в пасть! Все животные названы человеческими именами. В Воронеже выступают Витя, Эдик, Гриша, Денис, Стас, Максим, Дима, Паша, Боря и Рома.
«Они напали и начали меня жрать»
Владиславу 44 года, и почти половину жизни он отдал цирку. Хотя в юности уроженец небольшого городка в Донецкой области и не помышлял о том, что будет дрессировать львов, — никто в его семье в цирке не работал. На манеже молодой человек оказался «по любви». После армии он влюбился в цирковую гимнастку, женился на ней. А чтобы не расставаться с любимой, тоже стал работать на манеже. Увлёкся дрессурой, причём его наставником стал бывший художественный руководитель и директор воронежского цирка Борис Бирюков (Борис Константинович скончался в прошлом году).
— Я не просто учился у Бориса Константиновича, я с ним дружил, общался, приезжал в Воронеж, — рассказал Владислав корреспонденту «Ё!» после воронежской премьеры. — Практически вся трюковая часть взята у него. Конструкция тумб уже более современная, но концепция, когда звери прыгают друг через друга, когда я беру льва на плечи, голова в пасти — всё от Бирюкова.
— Тяжело взваливать на плечи такую тушу?
— Трюк я выполняют со львом Гришей, ему почти шесть лет, и он весит под 200 килограммов. Ну, я уже привык. В выходные я это делаю по два раза в день: во время репетиции и во время представления. В остальные дни у меня тренировки со штангами и гантелями. Но всё-таки одно дело — железо, а другое дело — живое существо, которое на мне шевелится. Самое опасное — он может в любой момент за руку прихватить, вдруг она ему не понравится или я его не так обниму, сильно придавлю.
— Я так понимаю, не любого льва можно вот так на себя взвалить?
— Не любого, конечно. Есть те, которые рычат на меня, не хотят это делать, есть, которых я с детства учил-учил и всё-таки не смог научить, им это не нравилось, они убегали и меня царапали, когда спрыгивали. Я выбрал одного, который покладистый.
— Голову суёте тоже Грише в пасть? Страшно?
— Страшно. Но со временем привыкаешь. И когда видишь, что он в хорошем настроении, можно и два раз засунуть, сказать ему: «Держи подольше», фиксировать его. А бывает, делаешь на грани фола, когда он не в духе и не даётся.
— Они во время исполнения трюков так грозно рычат!
— Я это делаю специально, провоцирую их. Я читаю комментарии зрителей. И когда пишут: «Ой, они какие-то вялые, наверное, их таблетками напичкали», мне становится обидно. И я начинаю животных дразнить, чтобы зрители видели — никаких успокоительных мы не даём, это настоящие, опасные хищники.
— На вас они нападали?
— Один раз серьёзное было ЧП. В Китае на гастролях. Они напали и начали меня жрать. В прямом смысле этих слов. Вовремя забежали ассистенты и спасли меня. Больше всего я боюсь, что мне повредят лицо. Остальное ерунда. Но лицо — самое главное.
— А сами львы чего-нибудь боятся?
— У меня есть трюк, когда я лежу на возвышении, а лев через меня перешагивает. Были моменты, когда он останавливался надо мной в раздумье, и я думал: всё, конец мне. А буквально два месяца назад лев споткнулся, я вместе с ним перевернулся, упал. Это был стресс для животного. Два месяца он не переходил через меня, думал, что он снова упадёт. На репетициях всё делает, когда света и зрителей нет, а на представлении ни в какую. Очень трусливы белые львы. Они мягче, нежнее, немножечко тупее и приторможеннее, чем жёлтые. А главное — он боится своей тени. У меня были два, Брюс и Томас. Томас со страху постоянно рычал, потому что так защищался от всего вокруг, а Брюс просто ходил и трясся.
«Засовываю голову в пасть льву не так, как хотел бы»
— Вас львы воспринимают как кого?
— Не вожака точно! Вожак наводит порядок везде. Но я не же участвую в их жизни, не сплю с ними в одной клетке. Я партнёр, и есть грань, за которую я не переступаю. Иначе я начинаю физически давить и ломать животное. С одним получится, а с другим пойдёт в обратную сторону. Но я же в своём уме. Я хочу быть здоровым!
— Львы сложно поддаются дрессуре?
— Да. Это не львица и не тигр. Он медлителен, ты его заставляешь, а он не хочет. К тому же они у меня разновозрастные. Кто-то уходит на пенсию, кто-то заболел, приходится молодых львов брать, чтобы аттракцион жил, чтобы он был свежий, приходится их соединять. Спрашиваете, сложно ли это? Очень сложно, каждый — это характер, личность. На следующей неделе мне привезут двух львят, я их уже назвал Миша и Ваня. Я буду с ними играться, их все будут брать на руки. Я хочу воспитать ручных, контактных львов, дублёров, чтобы засовывать в пасть голову. Сейчас я этот трюк исполняю не так, как хотел бы. У меня был лев Цезарь, которому я засовывал голову и отпускал обе руки. Это вызывало эффект. А с Гришей так не могу.
— А сколько по времени занимает процесс дрессировки?
— Три года. Трёхмесячные приедут, ближе к трём годам выйдут на манеж. Их нужно научить сидеть на своих местах, определить, где они будут сидеть, потому что драки будут сумасшедшие! У них будет ОФП, то есть обычная физподготовка — сидеть, лежать, прыгать, стоять, бежать домой, кушать. И за это время молодые животные как-то себя проявят. Потом нужно будет малышей посадить, соединить со всеми взрослыми. Потом вывести в свет, чтобы они не боялись, они будут глазеть на все приборы, и только потом я выпущу их к зрителям.
— Что вы делаете, когда львы начинают драться?
— Разнимаем. Рассаживаем, если они не хотят сидеть вместе. Это целая наука. Порой я ночами не сплю, с коллегами обсуждаю: «А ты видел, вот этот с этим конфликтует, может, их лучше рассадить?» А ведь если ты приучил его ходить на одно место, а из-за конфликта переводишь на другое, лев начинает путаться, нервничать. Особенно агрессивными они становятся на фоне полового созревания и каких-то климатических изменений. Хуже, когда они начинают выяснять отношения не на репетиции, а при зрителях. И ты не понимаешь, что делать. То ли открывать дверь в клетке, чтобы они выбежали с манежа и дрались за сценой, потому что зрители начинают беспокоиться и с первых рядов убегать. Но так они не чувствуют твоей сильной руки и постепенно выходят из-под контроля. Другой вариант — между ними встать, разогнать. Но это на порядок сложнее, здесь должна работать интуиция, слаженность с ассистентами.
— В честь кого вы называете своих подопечных?
— Такого нет. Я придумываю имена, чтобы, во-первых, в них были разные звуки. Например, если одного назвать Миша, а другого Майкл, они будут путаться. Во-вторых, имена должны быть недлинные — Александр не подойдёт!
— Чем кормите львов? Они так хорошо выглядят!
— Хорошее питание — залог красивой внешности. Когда мы хорошо кушаем, мы хорошо выглядим.
— И толстеем!
— Они тоже толстеют. Видели, у них валики под животами? Потому что хорошо кушают, мяса им докладываем постоянно. В день съедают по 7 килограммов говядины и курицы. А понедельник — разгрузочный день. Даём им молоко с яичком. Молоко вызывает небольшое расстройство желудка и очищение. В дикой природе они это делают, поедая колючки в пустыне. Ну и ещё: чтобы лев хорошо выглядел, важно, чтобы он жил в чистом, вычищенном вольере со свежими опилками.
Возрастной рейтинг программы: 0+.
Читать все комментарии