В Воронеже эквилибрист Олег Спигин рассказал, как единственный в мире делает стойку на зубах
Оказывается, артист начал репетировать свой феноменальный трюк в Воронеже
С 26 января в столице Черноземья гостит цирковое шоу «Звёздный круиз» (0+) в космическом стиле. Это самая молодая программа под эгидой Росгосцирка — она появилась в 2017 году и в основном состояла из номеров выпускников Государственного циркового училища. Надо отдать должное молодёжи — они попытались воскресить некоторые подзабытые жанры. Например, сеанс так называемой ментальной магии — когда один из артистов берёт у зрителей различные предметы, а второй, отвернувшись, «силой мысли» угадывает, какая именно вещь оказалась в руках у напарника.
В программе цирка представлены воздушные гимнасты, жонглёры, акробаты, дрессировщики собак, пони, лошадей. А ещё два ярких аттракциона от более опытных коллег. «Сады Ривенделла» — красивый номер со львами от дрессировщицы в четвёртом поколении Ольги Борисовой и её супруга Алексея Макаренко. Второй гвоздь программы — выступление эквилибриста на штейн-трапе Олега Спигина. Он единственный в мире делает стойку на зубах на раскачивающейся трапеции!
«Он тут же напал, так, на всякий случай»
Ольга Борисова практикует контактную дрессуру — со своими подопечными она, можно сказать, на короткой ноге. Запросто треплет их по гриве, делает шпагат на спинах двух лежащих рядом львов, ещё одного царя зверей взваливает себе на плечи. Её «короночка» — полёт на качелях под куполом цирка в компании царя зверей. А Алексей — единственный в России дрессировщик, который кладёт голову в пасть всем шести своим подопечным. Правда, этот смертельно опасный трюк он делает не каждый раз. Нередко хищники пребывают в неподходящем настроении для столь рискованных экспериментов. Алексей обычно уже на манеже выбирает двоих-троих, настроенных наиболее благодушно.
В первых представлениях в Воронеже из шести самцов участвовали четыре. Один хищник приболел, а другой обиделся на весь свет и проявляет агрессию. Кстати, в начале января на гастролях в Сочи у дрессировщиков случилось ЧП. На манеже началась драка между двумя животными, Алексей попытался их разнять, и тут один из львов на него набросился. На помощь супругу бросилась Ольга, а затем и работники манежа с водомётами и шумовой гранатой. К счастью, обошлось без серьезных травм, но на спине и руках дрессировщика остались глубокие следы от когтей.
— Со стороны это, наверное, выглядело страшно, но на самом деле это, можно сказать, штатная ситуация, — рассказал перед представлением в Воронеже Алексей Макаренко. — Львы периодически начинают выяснять отношения. И у них такая психология, что, когда начинают разбираться двое, остальным тоже надо как-нибудь поучаствовать. Пытаясь разнять двух самцов, я повернулся спиной к третьему. И он тут же напал — так, на всякий случай, чтобы тоже внести свою лепту в общую заваруху… Кто виноват? Я, конечно, — оставил открытой спину.
«Имя животного очень влияет на его характер и судьбу»
Кстати, в Воронеже лев-«обидчик» благополучно выступает. Попыток отправить дрессировщика на тот свет, к счастью, больше не предпринимает. Зовут его Пумба. У других гривастых артистов имена не менее чудные — Тимон, Жотэм, Булкин, Мышкин и Цветочек. Всем им по 11 лет. Дрессировщики взяли их к себе крошечными детёнышами.
— Булкин — потому что упитанный, как булочка, — объясняет Ольга, — Мышкин — самый трусливый, у Цветочка из-за природного дефекта нет век, и глаза с торчащими ресницами похожи на цветы. Жотэм когда-то был Жорой — мы спасли его, выкупив у одного приморского фотографа, который предлагал снимки с львёнком за деньги. Жорик был довольно агрессивный. Но когда ему дали новое имя — очень скоро стал покладистым и ласковым. Можете не верить, но многие дрессировщики подтвердят: имя животного влияет на его характер и судьбу.
Именно Жотэм участвует в самом эффектном трюке номера — поднимается со своей хозяйкой на качелях под купол. Ольга рассказывает — сначала аттракцион репетировали на полу. Просто приучали льва смирно лежать на платформе. Затем отрывали её от пола на 5 сантиметров.
— Когда животное привыкает, можно поднимать качели повыше. Но чтобы лев привык находиться на высоте 5 см, перестал бояться и убегать, мы потратили год.
Ольга обладает не только талантом дрессировщицы, но и очень эффектной внешностью. Длина её косы — 152 сантиметра, она спускается ниже колен артистки (а несколько лет назад доходила ей до пят)! В номере «Сады Ривенделла» супруги выходят на манеж в образе эльфов, Ольга распускает волосы. На репетициях это создавало дополнительные сложности — большие кошки испытывали сильное искушение поиграть с прядями дрессировщицы. Чтобы отвлечь львов от ненужных мыслей и заставить двигаться в правильном направлении, используется испытанный приём — угощение.
— У каждого хищника свои предпочтения, — рассказывает Алексей Макаренко. — Помню, однажды на гастролях в Питере один из львов ни в какую не хотел работать. Купили ему индейку — не ест. Кролик не понравился, говядину отверг. И только когда ему предложили конину, он наконец-то изволил сделать нужные трюки. Вообще львы — очень ленивые животные, и чем они становятся старше, тем чаще у них возникает одно-единственное желание — лежать.
«Стоматолог мне сказал — твои зубы только окрепнут!»
Помните строки из стихотворения Самуила Маршака про цирк: «На зубах висит гимнаст, до чего же он зубаст!»? Эквилибрист Олег Спигин выполняет трюк намного сложнее — он на зубах делает стойку! Да ещё и на качающейся трапеции штейн-трапе под куполом цирка. Артист вспоминает: репетировать свой уникальный номер он начал в Воронеже во время гастролей в 2001 году. В 2002-м впервые исполнил его в цирке на Цветом бульваре в Москве. В 2018-м — усовершенствовал. И до сих пор никто из коллег не смог повторить его достижение.
Стойка на зубах выполняется с помощью специального приспособления — зубника. Он прикрепляется к перекладине вертикально. Зубник состоит из металлической дуги и пластины, обшитой кожей, — её гимнаст, собственно, и сжимает челюстями. Эта пластина делается для каждого артиста индивидуально, с расчётом на его особенности прикуса.
— Стойку на зубах я отрабатывал год, — вспоминает Олег Спигин. — Сначала в статике — закреплял зубник на столе в спортзале. Когда зажимал зубами пластину — накатывала тошнота. После репетиций ужасно болели шея и зубы. Просил жену варить мне жидкие кашки, только ими питался, жевать не мог. Сложно было найти баланс. Падал ли я? Конечно! И сейчас такое иногда случается. В этом случае главное — схватиться руками за трапецию, но ни в коем случае не разжимать челюсти — можно сильно повредить себе дёсны.
Нужно ли для этого трюка иметь особенно сильные челюсти и крепкие зубы? И вообще, насколько страдает жевательный аппарат от подобных упражнений?
— Моя стоматолог меня двадцать лет назад заверила: если соблюдать технику безопасности, зубы и дёсны будут только крепче, — рассказывает артист. — Гораздо важнее иметь крепкие мышцы шеи и хорошую координацию! Но за состоянием зубов я тщательно слежу! Все же они — мой рабочий инструмент!
Читать все комментарии