Воронежцев озадачила выставка в стиле «бедное искусство»
В экспозиции «Бегство в Египет» одна из самых известных российский художниц Ирина Затуловская представила работы, созданные за последние 30 лет
В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского открылась выставка современной российской художницы Ирины Затуловской «Бегство в Египет». Наряду с работами автора, созданными за последние 30 лет, в экспозиции представлены артефакты из египетской коллекции древностей воронежского музея — ритуальные фигурки ушебти, которые помещали в гробницу при захоронении, статуэтки, сосуды, амулеты, фрагменты украшений. Таким образом, проект символизирует диалог современного искусства с искусством прошлых тысячелетий.
Стиль, в котором работает Ирина Затуловская, эксперты условно характеризуют как «a'rte po'vеra» или «бедное искусство». Художница редко пишет на холсте, её фирменный почерк — использование материалов, найденных чуть ли не на помойке: пробитый лист железной кровли, старая крышка от кадки, облезлая филёнка, ребристая поверхность стиральной доски, обломок черепицы.
Живописные приёмы Затуловской аскетичны. Кажется, что «так нарисовать может каждый». Две-три неяркие краски, наложенные несколькими прикосновениями, в сочетании со следами, которые оставили на фактуре время и люди, рождают многоуровневые смыслы. «Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде, — писал об Ирине Затуловской ныне покойный московский священник, протоиерей Димитрий Смирнов. — Берёт железку и почти ничего в неё не добавляет, возьмёт две красочки, чуть-чуть помажет, и вот он — художественный образ...»
Название выставки — «Бегство в Египет» — метафорично и иронично одновременно. В нём можно увидеть намёк на попытку художницы убежать от повседневной суеты, от будничной серости, от тревог и горьких мыслей. В то же время название подразумевает и библейские, евангельские мотивы. Они ярко проявляются в таких работах, как «Св. Мария Египетская», «Лев во гробе», «Тьма Египетская».
Основой экспозиции стала необычная ступенчатая конструкция из фанерных листов, напоминающая египетские пирамиды или зиккураты древнего Междуречья. Художественный объект спроектировали архитекторы Надежда Корбут и Кирилл Асс. В центр экспозиции Ирина Затуловская поместила старые использованные кисти, завёрнутые в холст, будто мумии по египетскому погребальному обряду. Художница, по её собственному признанию, буквально заворожена образами смерти. Осмыслению человеческих пределов посвящена, в том числе, и вышивка «Раз не можем смерть понять, значит, и нет её».
Выставка вызвала неоднозначные эмоции у воронежцев. Если на вернисаже звучали, в основном, только положительные отзывы подготовленной публики, то в последующие дни некоторые посетители музея терзались традиционным вопросом, можно ли назвать такие работы «настоящим искусством».
Следует отметить, что выставка Ирины Затуловской «Бегство в Египет» уже была представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и в Государственном центре современного искусства в Нижнем Новгороде. Воронежская экспозиция отличается от предшествующих тем, что включает египетские древности из собственного собрания музея.
Выставка продлится до 9 апреля. Возрастное ограничение: 0+
Справка «Ё!»
Ирина ЗАТУЛОВСКАЯ родилась в Москве, её мама — живописец Раиса Михайлова-Затуловская, дедушка — художник Сергей Михайлов, один из основателей Московской средней художественной школы. В 1971—1976 годах училась в Московском полиграфическом институте. С 1979 года член Московского союза художников. Провела 50 персональных выставок в Лондоне, Милане, Москве, Найроби, Париже, Санкт-Петербурге, Стокгольме, Токио, Хельсинки, в том числе в Государственном Русском музее (2003) и Государственной Третьяковской галерее (2016).
Работы Затуловской находятся в 30 российских и европейских музеях, включая Третьяковскую галерею и музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Русский музей (Санкт-Петербург), а также в музеях Китая, Финляндии, Польши, Италии и других стран.
Читать все комментарии