Маленьких воронежцев приобщили к русским традициям на фестивале народной игрушки
Свои работы представили мастера из разных регионов страны
9 сентября в парке «Динамо» в Воронеже прошёл второй день X Всероссийского фестиваля народной игрушки.
Свои работы представили более 50 мастеров из 11 регионов России. Для гостей фестиваля также выступили музыкальные ансамбли.
Пасмурное утро приобретает новые краски, когда тебя подзывают ростовые куклы героев мультиков. Прямо пойдешь – выставку костюмов увидишь, налево пойдешь – к ярмарке выйдешь. Прилавки на ярмарке идут квадратом, за прилавками – мастера в народных костюмах, отлучающиеся лишь ненадолго, чтобы взять чай или кофе. Холодно, как ни крути. Посередине площадки – выставка композиций, сбоку от которой расположили сцену, куда ведущая приглашает ансамбли и мастеров. Зрители мигрируют от «Зелёного театра», где площадка с играми, мастер-классы и выставка костюмов, до ярмарки. Туда-сюда. Девушки в белых платьях ловко танцуют под народные песни.
Возле каждого прилавка стоят люди. Неудивительно, потому что такое разнообразие видишь редко: игрушки, росписи, куклы, свистульки, посуда – каждая со своей особенностью, в том числе региональной. Мастера с удовольствием рассказывают всем заинтересованным о своём промысле.
Мастер изготовления плешковской игрушки (Орловская область) Татьяна Филатова:
– Традиционная игрушка из деревни Плешково. Сейчас уже этой деревни нет, но осталась глина. Такая светлая глина лежит глубже трёх метров. Мы сохраняем технологию полностью с 17 века: игрушка простая, мы не строим сюжетных композиций. Игрушка была «одиночкой». Моя мастерица-наставница училась у мастеров из Плешково, но её на тот момент уже почти не существовало. Недавно мы там с поисковиками нашли старинный пример игрушки. Она почти не изменилась за века. Поисковики сказали не счищать с неё землю, потому что это может быть даже 17 столетие.
– Мы лепим и расписываем, соблюдая технологии предков. Оранжевый цвет – тертый кирпич, мы не используем краски. Глина особенная – поблескивает из-за слюды, – подчеркивает Татьяна.
– Зайчика мы тоже нашли. Поисковики искали останки солдат и вместе с останками были зайчики. Выяснилось, что их использовали как позывные: один свист – «в бой», два свиста – «сидим в окопе».
Татьяна Саушкина – мастер изготовления народной куклы. Она показывает самые интересные экземпляры:
– Это куколка «Убоженька» или «Жалейка». Такую куклу в сундучок ребенку в возрасте 5-6 лет клали в сундучок мама или бабушка. Кукла немощная: у неё слабенькие ножки, нет ручек. Она символизировала либо престарелого человек, либо инвалида, либо больного человека. Ребёнок должен был в игре учиться заботиться о другом человеке, это прививало милосердие. Такая кукла есть только в славянской культуре.
– «Неразлучники», но не свадебные, а для тех, которые в браке не первый год. У них по-прежнему одна рука, они смотрят в одну сторону, они в лаптях, значит, они уже пуд соли съели и лаптем щи клевали. Девочка-мальчик – символ внуков и детей, которых родители оберегают.
Воронежской куклой считается «Суховейка». Когда была засуха, изготавливали куклу, повязывали ленточку каждый день. Если дождя не наступало, то её закапывали и делали новую.
Мастер из ЛНР Анастасия Чиннова тоже изготавливает куклы.
– Луганская область многонациональна, в народном ремесле чувствуется наследие татар, украинцев, русских. Каждый привнес что-то своё, и получился некий «собирательный образ». У меня есть авторские работы на основе народной куклы. Из народного во всех моих куклах – основа – столбушка.
Юрьевскую керамику представила Елизавета Касате:
– Отличительная особенность юрьевского коня в том, что у него длинная, лебединая шея с небольшим поворотом головы. Сейчас я делаю тетёрочку (вообще, куропатку, но местные называли её «тетёрочкой») – ей раньше зазывали весну. Пели песни, свистели, – она говорит мне, продолжая гребешком отмечать узор на глиняной основе.
Юрьевские кони изготавливаются из «каточка»: ножки и голова налепливаются отдельно.
– Находили много голов игрушечных, так как лошадки часто взрывались из-за скоплений воздуха в отверстиях. Романовские игрушки, например, изготавливаются вытягиванием, а не налепливанием.
Среди прилавков с игрушками пестрят цветочные узоры. Светлана Панфилова представляет костромскую роспись:
– Особая манера письма – на кисть набирают сразу два цвета, получается переход от светлого к тёмному. Тонкие штрихи объединяют рисунок в композицию. Мастера любили рисовать льва. Его писали с высунутым языком, оскаленными белыми зубами, но всегда в окружении цветов: он хоть и сила, но сила справедливая. Букет цветов – древо жизни, а лев его охраняет.
– Птицы означают древо из рая, розы – любовь, виноград – символ благополучия, изобилия. Вверху – плоды добрых дел. Естественно, крестьянам хотелось в доме иметь своё райское дерево, – метафоричность росписи Светлана показывает на примере.
Костромскую роспись иногда называют скорописно-живописной. Писали без карандаша, живыми намётками, большими красивыми мазками. Ягодку могли пальцем отметить даже. Но разметка всё равно была: локтем, пядью... Покрывалось олифой, оставалось не на один десяток лет, живопись сохранялась долго. Расписывали всё, что попросит хозяин. Чаще всего фон выполнен в спокойных цветах.
Всадники, генералы, казачки, домашние животные представлены старооскольской игрушкой. Мастер Ольга Сёмина:
– В Старом Осколе есть две ветки изготовления игрушек: по сёстрам Гончаровым и по археологии. Мы придерживаемся ветви археологии, потому что она более традиционна – без авторских элементов, без красок, глина по глине. Гончарство Старого Оскола – жёлтый и зеленый цвет, которые друг в друга переходят из-за использования текучей глазури. Игрушки-колокольчики одеты в Белгородский костюм.
Наряду с народным промыслом на столах мастеров и мастериц красуются авторские работы. Светлана Устьянова с большой любовью рассказывает про свои:
– Я начинала с обереговых кукол, потом мне стали интересны более современные и более сложные куклы. Авторская работа позволяет проявить себя. Все работы выполняются вручную, без отливки, сама шью. Сейчас интересны винтажные куклы. Старинные ватные куклы сделаны, казалось бы, по простой технологии, но на практике всё сложнее. Сделано всё по традиции: нежные сочетания, налёт мягкости цвета и блеск показывают историчность куклы.
Светлана – «сапожник без сапог»: изготавливает игрушку, казалось, для себя, но, когда видит восхищенные глаза человека, который хочет приобрести её, – не может сдержаться и отдаёт.
Кто-то занимается творчеством не так давно, а кто-то, например, мастер карачунской игрушки Галина Котельникова – 30 лет и три года. Она с задоринкой в глазах сравнивает себя с Ильёй Муромцем.
Наверху площадки, возле театра, собираются зрители и участники фестиваля – скоро будут оглашены авторы лучших работ на выставке. Кто-то уже на концерте приглашённого мультиинструменталиста Романа Ломова. Мастера и мастерицы ожидают награждение: поют с баянистами, играют в деревянные крестики-нолики. Остальные (не только дети, но и взрослые) – на мастер-классах по изготовлению игрушек и росписи по дереву.
Выглядывает солнце. Самых талантливых награждают члены жюри, после чего фестиваль закрывает ансамбль русской песни «Бабкины внуки».
– Приятно видеть неподдельные восхищение и интерес, благодарность за работу. Детки интересуются, ходят на мастер-классы, лепят свистулечку и свистят. Смотришь на это и думаешь: «Какое счастье!». Ребята должны к своим корням прикасаться. Мы за то, чтобы дети приобщались к традиционной русской культуре, – поделилась организатор фестиваля.
Автор:
Алевтина Солопова
Комментарии (1)