«Пророк. История Александра Пушкина»: не смотреть нельзя смотреть!

Фильм-скандал или фильм-событие?

22.02.2025 12:01
7133
20

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежцы оценили рэп-мюзикл с участием Юры Борисова

Судя по всему, авторы «Пророка (История Александра Пушкина)», который вышел на экраны страны 14 февраля, замыслили снять фильм-скандал, размахнулись всеми своими возможностями, чтобы дать «пощёчину общественному вкусу». Мои личные впечатления от просмотра, а также полярные мнения зрителей говорят о том, что авторам это удалось.

«Даже хуже, чем… Безруков!»

Ну а чего ещё ожидать, если в одном кадре они свели «наше сегодняшнее всё», молодого, но уже бешено популярного актёра Юру Борисова, номинированного на «Оскара», «Золотой глобус» и «наше всё» каноническое — Пушкина. Сашу. Просто Сашу. И круто замесили эту крамолу на легендарных именах, исторических фактах и… разухабистом рэпе! Кого-то это до глубины души возмутило, кого-то, кто помоложе, порадовало:

— Мне очень нравится то, что в данном фильме повествование ведется языком, который понятен современной молодежи. А ведь Пушкин жил около двух столетий назад. Кто бы мог подумать, что главный герой может настолько органично и эмоционально зачитывать рэп, а ведь это одна из тех особенностей фильма, которые делают его воистину особенным.

А кто-то к такому «воистину особенному» по-медицински безжалостен:

— Сумбурная форма раздавила под собой содержание, прикрывшись свежестью и оригинальностью.

— Моя 20-летняя дочь после просмотра сказала, что фильм — кринж. Особенно вставки с рэпом и отсутствие красивых платьев у девушек. У создателей фильма был шанс сделать из Пушкина краша всех российских девушек, но не вышло.

— Я сама из Санкт-Петербурга и хорошо знакома с пушкинскими местами, его стихами и историей. Этот фильм — плевок в душу, и я думаю, что это плевок в душу многих русских людей!

Писатель, автор детских сказок, журналист «Комсомольской правды» Александр Рогоза тоже ужасается и сравнивает Юру Борисова с… Сергеем Безруковым:

— Занесло нас этим вечером на фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Вышел из кинотеатра злой, как собака. Сам виноват: трейлер не смотрел, взял билеты, не глядя.

А вообще, - продолжает детский писатель, - актёр Юра Борисов мне нравится.  После номинации на «Оскар» о нём трещат из каждого утюга. Но это мнение я составил по фильмам, которые смотрел ранее, где он либо «честный» бандит («Мир. Дружба. Жвачка»), либо «да так, в штабе отсиделся» («Эпидемия»), либо просто хороший парень с наивной улыбкой («Кентавр»). Юра хорош, когда ему поручают изобразить обычного чувака из соседнего подъезда, в этом он органичен — сразу веришь, как родному.

Но Пушкин в исполнении Борисова оказался до ужаса плоским и картонным, как неудачная пародия. У меня возникло ощущение, что актер и сам это понимал во время съемок, поэтому иногда пытался дать своему персонажу «жизни». Но у него опять получался «афганец» Алик…

Не думал, что когда-нибудь это скажу, но в роли Пушкина ДАЖЕ Сергей Безруков («Пушкин: последняя дуэль») был убедительней.

Рецепт скандала

Так, может быть, как раз потому, что Юра — вылитый «чувак из соседнего подъезда», создатели фильма и взяли его на роль Солнца русской поэзии? Да и номинации на высочайшие международные кинонаграды сделали своё дело. А что совсем не похож, так это ещё лучше! Так пощёчина старшему поколению выйдет ещё увесистее! Хотя… Кто её отвешивает-то? Молодой дебютант-режиссёр Умаров? А вот и не-ет! В финальных титрах мелькает имя… Никиты Михалкова, который в начале своего режиссёрского пути не чурался творческих заимствований. Помните его легендарный дебют «Свой среди чужих…»?  Там туча цитат и идей от Серджио Леоне, из классических вестернов. Так вот откуда в "Пророке" эта «крупная нарезка» под майонезом «Столичный»: сочная картинка и динамика а-ля «Мулен Руж» База Лурмана, да и копия самой Николь Кидман в цилиндре тоже присутствует, целый эпизод-цитата из знаменитой «Стены» Алана Паркера — «Уи донт нид ноу эдьюкейшн», откровенный парафраз из «Амадея» Милоша Формана, фантастические костюмы и грохот дверей молодого Люка Бессона! Тут вам и ещё одна копия.  Наталью Гончарову «продают» в обёртке Кейт Уинслет, и типажи Гая Ричи — вот они! — шеф жандармов Бенкендорф, Державин, Жуковский.

Лично я смотрел этот громокипящий блокбастер, словно разгадывал киносканворд: узнавал цитаты, разбирал на составляющие собирательные образы, отмечал документальность. Например, последнее желание Пушкина принести ему морошки. К этой мочёной ягоде поэт пристрастился ещё в ссылке, в Михайловском. - "Позовите жену, пусть она меня покормит".

«Кислая, Саша», — говорит умирающему супругу Наталья Николаевна.  Тот гладит жену по голове: «Ничего, слава Богу, всё хорошо». Толпы народа скандируют под окном: «Пуш-кин! Пуш-кин!» Так в кино. Но так было и на самом деле. И кто-то узнает об этом впервые.

Через полчаса после диалога Саши и Наташи умирающий произнесёт: «Уходит. Жизнь уходит». А затем: «Тяжело дышать. Давит». Это были последние слова поэта. И доктор, Владимир Даль, да-да, тот самый составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», зафиксирует смерть Пушкина. Он же проведёт вскрытие. Но что оно нам покажет? - Каждому своё.

— Зато этот фильм, - подбадривает себя кто-то, - стал отличным поводом перечитать «Повести Белкина»!

Кто всплакнул, кто порадовался

Этот удивительный рэп-мюзикл мы смотрели с владельцем воронежского кинотеатра «Спартак», матёрым киноманом и блестящим бизнесменом Михаилом Носыревым. Накануне тот делился переживаниями российского кинопрокатчика:

— В год, при мощнейшей государственной поддержке, в России снимаются сотни фильмов. Одни - в первую очередь для фестивалей, другие - для киноплатформ, но для кинотеатров подавляющее большинство из них просто не годятся. Для возрождения российского кинопроизводства и проката, замещения отечественными фильмами голливудской массовой продукции, для устойчивой работы, например, «Спартака» нужны в месяц одна-две высокобюджетных картины, фильма-события типа «Движения вверх», «Т-34», «№ 17». «Чебурашка», к слову, по кассовым сборам — абсолютный чемпион! Собрал более семи миллиардов (!!!) рублей. Цифра фантастическая. Недосягаемая. Вот такие кинохиты нужны нашим кинотеатрам. 

И «Пророк…» как раз тот самый долгожданный, крепкий кинопродукт. - К такому выводу мы пришли с Михаилом Носыревым после просмотра этой «Истории жизни Пушкина».

Неплохие отзывы — ещё до просмотра — получили мы от молодых артистов Воронежского театра оперы и балета: «понравился, но второй раз не пойду», «понравился, даже всплакнула, когда вносили тело в дом», «поразил рэпчик»... Да уж, рэпчик запомнится надолго. Звучало и такое: «Эмоциональная составляющая на высоте, я вышла в слезах. Хотя, справедливости ради, кажется, плакала в зале я одна. Дочь успокаивала: «Мама, ну все же знали, чем там кончилось». Так-то да, но я плакала».

«Дорогое кино, блокбастер мирового уровня. Проклятие последних десятилетий отечественного кинематографа «все украдено до нас» словно бы снято наконец. И да — конечно, идти. Это стоит видеть на большом экране» (Конец цитат).

Мне, привередливому, старой закалки, киноману, «Пророк»... понравился :))) 2,5-часовая картина усталости в пятой точке не вызвала. Была просмотрена на одном дыхании. Послевкусие отличное.

Утром больной головы не обнаружилось, угрызений совести до сих пор не наблюдается. По лицу блуждает лукавая улыбка то ли Саши Пушкина, то ли Юры Борисова :) Как теперь отделить одного от другого?  С этим нам всем надо научиться жить дальше.

Тем же, кому фильм особенно не понравился, намекну: самое страшное впереди! Ведь, судя по открытому финалу, их ждёт продолжение: «Демон. История Михаила Лермонтова». С Юрой Борисовым, естественно :)

Лев КОМОВ.

Февраль, 2025 г.

Ну а кто подумал, что рэп и Пушкин — это что-то новое, революционное, то вот вам написанный задолго до премьеры «Пророка» «Рэп для Арины Родионовны».

«Я любил вас — холодную, как металл!
Небосвод буря крыла, и шла гроза!» —
Саша П. Родионовне рэп читал,
И сияли счастьем её глаза.

***

Саня рос, обеспечен и одарён,
Не по возрасту мудр, хоть по росту мал.
Ну казалось бы, Саша, пиши про клён,
Про берёзки.
А он про любовь писал.

На полях сажали крестьяне репу,
И струился по мордам крестьянским пот,
А мальчонка с детства тянулся к рэпу
И искал гармонии строк и нот.

Это, видимо, гены далёких предков
Пробивались где-то в его крови.
И вставал мулатик на табуретку,
И читал Родионовне о любви.

Пацану говорили: «Не надо рэпа,
Ты же русский, Саня, пиши про рожь!
На худой же конец про турнепс и репу.
А брейк-дансы и рэпы, давай, не трожь».

Вечера мулат коротал за книгой
Или мяч баскетбольный швырял в кольцо.
А ровесники парня дразнили ниггой,
И порою били ему лицо.

Пропитавшись романтикой русских улиц,
Парень вырос, оформился и окреп.
Африканские гены опять проснулись,
И читал он по клубам российский рэп.

***

Под раскаты рэпа старушка-няня,
Разгоняя русский привычный сплин,
Прослезившись, тихо сказала: «Саня,
Ох, уважил ты бабку-то, сукин сын!»

Ветер пыль с тротуаров снимал, как стружку.
Потянуло сеном в окно с полей.
«Саня, милый, впиши-ка ещё про кружку.
Так реальней, Саня.
И веселей».

ПТиГ

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Комментарии (20)

22.02.2025 10:42
Только очень удивило полное отсутствие в фильме няни Поэта — Арины Родионовны...
22.02.2025 12:37

А что в том времени, когда Сашу опекала Арина Родионовна, нашли бы интересного сценаристы? Только, если бы прозвучала песня Гарика Сукачева «Моя бабушка курит трубку» :)
Вот Анны Петровны Керн в кадре не появилось… А там было что показать. Но она мелькнула в собирательном образе.
Вообще ждал, когда появятся герои Пушкина - Дубровский, Герман. Котик Учёный :) Не дождался. Это упущенная возможность авторов «Пророка». :)

Фильм разочаровал. Зато шёл без рекламы!

22.02.2025 13:13
Арина Родионовна — это же не только детский период жизни Александа Сергеевича... Няня была рядом с Поэтом во время Его ссылки в Михайловском (вспомните картину нашего земляка Н.Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском»), ей было посвящено несколько стихотворений, она была прообразом няни Татьяны из «Евгения Онегина»... Личность Арины Родионовны в жизни Пушкина явно была значимой!
22.02.2025 13:21
Появления Анны Керн в фильме я тоже ожидала увидеть («Я помню чудное мгновенье...»), но потом "смирилась", так как любовий в жизни А.С. Пушкина было слишком много...))) И к тому же Александр Сергеевич бысто разочаровался в Анне Петровне после того, чего и добивался!)))
22.02.2025 16:15

Авторы, напиши они сцены с Ариной Родионовной, наверняка привязались бы к «выпьем с горя» :)
А про Керн можно много чего рассказать :) Вышла замуж в 16 лет за старика-генерала. Родила троих детей, гуляла от него налево-направо. За Пушкина не пошла, хоть и уговаривал. А отдала свою любовь 16-летнему кадету :)

Но в «Пророке» мелькает и её история.

22.02.2025 17:31
Всё равно Арина Родионовна должна была хотя бы эпизодически появиться в кадре!)))
22.02.2025 17:39
А на Анне Керн Александр Сергеевич, видимо, не очень-то и стремился жениться: добился близости и сам же презрел (:-) её за это... Во все времена в будущей жене ценилась невинность!)))
22.02.2025 17:46 (ред.)

Многие и во все времена женились не на невинности, а на богатстве :)

А вообще интересно: вы и про Лотмана вспомнили, и слог - прямо-таки пушкинский! :) Редкое явление. Да ещё и «Пророк» понравился… :)

А вообще в фильме рэпу многовато. Пушкин - это прежде всего мелодия. А тут сплошная трескотня и топот.

22.02.2025 18:15
А.С. Пушкин, как мы знаем, женился на невинности, а совсем не на богатстве!))) Я к рэпу отношусь с симпатией, поэтому фильм мне, видимо, и "зашёл"!)))
22.02.2025 19:33

Меня не покидает ощущение, что этот «Пророк…» (скорее, «Про-рэп» :) останется в памяти народной только благодаря тому, что Юра Борисов не похож на Пушкина и что в картине звучит рэп :)

А я с удовольствием увидел бы, как Пушкин ещё и встречается с героями своих произведений.

22.02.2025 19:56
Встреча Александра Сергеевича с героями своих же произведений — интересная идея...))) В фильме «Пророк» он с ними всего лишь в одной яркой сцене "пересекается": когда творит в Михайловском!)))
22.02.2025 20:15

В «Пиковой даме» мог бы сыграть в картишки.

И всё-таки вот такая подача русского поэтического гения - это измельчение его личности до степени какао-порошка, низведение его действительного масштаба и значения до уровня анекдотов.
Да и реально существовавшие исторические личности, их то как уварили в этом компоте! - Император Николай: один его вид чего стоит. «Да, теннис игра хорошая. Но у нас не приживётся».

23.02.2025 08:54
У каждого человека — своё мнение... ❤
23.02.2025 09:16 (ред.)

Если Вы «Онегина» с Лотманом читаете, то у нас оно одно :)

«Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и внетекстовой мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намеками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни — от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, — невозможно...

…заменить незнакомые или малоизвестные читателю слова обыденными и часто встречающимися (Как это сделано в мюзикле). Видимо, такое решение противоречило бы его художественному заданию. Поэтому современный читатель должен знать, какие слова были необычными в онегинскую эпоху, а какие приобрели это качество позже".

Но это - Лотман. Михалков думает иначе. Он - киношник.

23.02.2025 12:30
Люди могут иметь схожее воспитание, образование, окружение, иметь единое мнение по общему вопросу, но разное — по его "составляющим"...)))

Мне не зашел, кринж. Смотрела бесплатно, хорошо хоть денег не потратила. Только время жалко.

22.02.2025 13:21

Фильм-скандал или фильм-событие?

А есть ещё варианты? Тут, как говорится- из двух зол и выбирать не стоит. )

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости