Формула счастья от Никиты Михалкова
Спецкор «Ё!» посмотрел спектакль «12», заглянул за кулисы, побеседовал с актёрами
Настоящий «звёздный» дождь выпал на воронежцев. На сцене концертного зала, в «Спартаке», на улицах города они могли видеть народных артистов — Никиту Михалкова, Николая Бурляева, Владимира Долинского и других, помоложе, включая и бывшего актёра Воронежского Камерного театра Павла Ильина. Их собрал в Воронеже спектакль Никиты Михалкова «12», который был сыгран ими 12 и 13 марта на сцене концертного зала.
Спецкор «Ё!» посмотрел спектакль, заглянул за кулисы, побеседовал с актёрами.
«12»: как это было в Воронеже
Впервые Михалков поставил «12» (16+) ещё в театральном училище. Одну из ролей сыграл тогда его сокурсник Коля Бурляев, занятый и в новой постановке.
— Я сомневался с самого начала: зачем ты это делаешь! — восклицает маститый актёр в эксклюзивном интервью для «Ё!», взятом в гримёрке перед вторым спектаклем. — У тебя такой фильм создан! «Золотой лев» в Венеции. Классика! А теперь ты берёшь неизвестных актёров. Не провалимся ли мы? На первой читке я смотрю на молодых партнёров: боже мой! Они все бездари! Будет провал! Как он сделает ЭТО? И КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ!
Михалков говорил нам: вы солисты, но вы должны быть оркестром. И он этого добился.
На сцене двенадцать присяжных. Люди разных профессий и судеб собрались, чтобы утвердить приговор в отношении подростка-чеченца, якобы убившего своего приёмного отца, русского офицера. Обсуждать, собственно, уже и нечего. Следствие настаивает: виновен. Осталось поднять 12 рук и разойтись по домам. Но вверх поднимается лишь одиннадцать. И звучит тихий голос Бурляева: «Не виновен». И разгораются споры, меняются времена года за окнами, под музыку Артемьева то шелестят, то гремят монологи-исповеди. Действие держит крепко, не отпускает. Зал внимает, замерев.
— Это был особый зал, — взволнованно продолжает Бурляев («Андрей Рублёв», «Военно-полевой роман»). — Мы проехали 39 городов, но такого зала у нас ещё не было. Аплодировали, смеялись, а воронежцы молчали до антракта. Зал словно аккумулировал энергию, которую получал со сцены. Он не хотел нарушать эту магию театра. Это — реально — магия! То, чего добился наш режиссёр.
Мастеру вторит и Павел Ильин, бывший актёр Камерного, ныне участник труппы Михалкова (мы говорим в гримёрке после первого спектакля):
— В театральном плане Воронеж — город образованный. Сам я из Саратова, имеющего свою театральную школу. Оттуда вышли Янковский, Миронов. Но в Воронеже театров больше, и они замечательные: Камерный, драмы, ТЮЗ. А зрителя воспитывает театр. Поэтому и зритель здесь особенный. Сегодня вдумчиво, внимательно слушали. И была невероятная тишина! «Тише, чем ноль». Накапливалась энергия. Удивительное ощущение: ты знаешь, что там полный зал, и — тишина! Это здорово мобилизует. Зритель живёт вместе с актёром, он дышать не может! И вот — монолог Михалкова — овация!
— Сразу после которого он рассказывает анекдот про роту солдат и поле г…на! Что это? Импровизация? Вы так искренне смеялись!
— Никита Сергеевич этот анекдот всегда рассказывает. Чтобы снять напряжение, чтобы слёзы просохли. (— Да, крупный план на экранах подтверждает: из глаз Мастера текут слёзы!) И монолог, и анекдот зал слушает, затаив дыхание. Это работает. Мы сами всегда искренне смеёмся, хотя слышали уже сто раз.
Действительно — овации, взволнованная речь Михалкова на фоне спущенного занавеса. Аншлаг, успех, аплодисменты. Артисты снимают бейсболки с логотипом «12», в которых они вышли на поклоны, и бросают их в зал. Все 12 достаются партеру. Что ж, билеты здесь были самыми дорогими. Доходило до 25 тысяч за место!
Сразу после спектакля
Опущен занавес. Пуст зал. На сцене среди декораций узким кружком на стульях сидят уставшие актёры. Слушают режиссёра, с которого в это время осторожно снимают грим. Здесь только свои. Однако в эту святая святых, на разбор спектакля, приглашён и спецкор «Ё!». Дело в том, что Никита Сергеевич прочёл материал в свежем номере газеты о своём дебютном фильме «Свой среди чужих…», а рядом — о своей жене Татьяне, которая в Воронеже училась. (— Но не родилась, как оговорился Михалков на сцене во время поклонов.) Мастер статьи прочёл, оставил автограф на фирменном календаре «МОЁ!» и дал добро. Снимать и записывать здесь строго запрещено.

Но и послушать было что! Михалкова тоже удивила тишина в зале. Народные и молодые артисты внимают негромким замечаниям режиссёра. И тут я понимаю Бурляева, говорившего в гримёрке: он точно знает, КАК это должно быть. Вспоминаю и слова Ильина: он не ругает, он показывает, что можно было сделать ещё. Разбор жёсткий, но атмосфера прекрасная. Звучат шутки, кто-то уважительно возражает. Все смеются, хоть и смертельно устали. Спектакль после спектакля! Наконец грим снят, обсуждение закончено.
Фотографируемся с Михалковым с тем самым развёрнутым номером «МОЁ!». От имени всех читателей жму Мастеру руку, благодарю за фильмы, за «12». Видно, как он устал. Ещё бы! Авиационный спецрейс в последний момент отменили, пришлось лететь кортежем из четырёх машин по М-4. «Все были на нервах», — говорит завтруппой театра Анастасия Голованова. И всё-таки они прорвались! Около шести вечера Михалков появляется в концертном зале, нагоняет минуты на гриме и выходит на сцену. Высший пилотаж!
После «разгрима» общаемся с актёрами.
— Почему Никита Сергеевич пригласил в «12» именно меня? — размышляет только что переодевшийся Павел Ильин. — Возможно, заметил на показах, во время дипломных работ в Театральной академии. Воронежский камерный театр дал мне хорошую школу. Я набирался опыта от Михаила Бычкова, играя с Камилем Тукаевым, Андреем Мирошниковым. И только в академии почувствовал, как мне пригодилось это «театральное мясо». И не будь в моей жизни Камерного, не знаю, вышел бы я на сцену в «12».
Меня с двумя коллегами в спектакль вводили. Надо было сыграть так, чтобы корабль просто не остановился, произнести текст так, чтобы никому не помешать. Позже я уже вносил в спектакль себя — свою молодость, энергию, свою, ну правда, любовь. Потому что с Никитой Сергеевичем всё по любви. Он окружает себя людьми, которые ему близки своими человеческими качествами. И если артист будет профессионалом, но не сможет влиться в эту семью, то никогда он не сможет работать с Никитой Сергеевичем. Он работает с людьми, которых любит.
Сжечь мосты — это тоже счастье
Удивительно, но именно об этом 50 лет назад говорил и Сергей Шакуров, снявшийся в дебютной картине Михалкова «Свой среди чужих…» (— Помните командира эскадрона, «грозные альбатросы революции»?):
— Он создал такое грандиозное братство — не артистов, не персонажей, а людей… Это была настоящая мужская любовь, когда мы просто обожали друг друга, ждали выезда на съёмочную площадку.
— «Тот» Михалков и «этот» Михалков — это разные люди? — спросил я Бурляева.
— Это один и тот же Михалков, — ответил тот. — Только вобравший в себя всю мудрость жизни.
О том, что такое счастье, спецкор «Ё!» спросил и самого Никиту Сергеевича. Мэтр, уже с золотой Звездой Героя Труда на груди, неторопливо ответил:
— Для съёмок «Утомлённых солнцем-2» под Гороховцом мы построили деревянный мост. Он стоял два года, чтобы состарился, чтобы выглядел живым. Люди привыкли к нему, даже забыли, что он был построен специально для съёмок. И однажды он запылал. Я срочно вызвал пожарную команду. Приехало пять машин. Они из пяти шлангов скрутили один, включили насосы. Вода из старых шлангов ударила во все стороны фонтанами. Ну, Петергоф! А мост догорал. И тогда за двадцать пять минут я снял всё, что мне надо было снять за шесть дней. Это была войсковая операция: шесть камер, пять тысяч человек массовки, лошади, взрывы. Что-то жуткое. Я понимал, что другого выхода у меня нет, был настолько сконцентрирован, и Господь управил так, что я трезво, сухо, ясно давал команды по рации, где-то там начинали двигаться, что-то взрывалось, там тонули люди, тут ржали лошади… И всё это мы сняли за двадцать пять минут, одним дублем. И когда мы сняли материал и я его отсмотрел, понял, что это было счастье. Но в тот момент это была катастрофа.
Всё относительно. Чехов сказал: русские обожают своё прошлое, ненавидят своё настоящее и боятся будущего. Печальная формула. А Толстой считал, что счастье жизни в самой жизни. Делай, что должно, и пусть будет, что будет. Моя студия называется «ТриТэ» — «Товарищество. Творчество. Труд». Всё, что с этим связано, это всё — счастье.
И ещё одна важная вещь, необходимая, чтобы это счастье испытывать, это осознавать, — что ты не хозяин своего таланта, если Бог тебе его дал, ты только проводник между Господом и людьми. И как только ты начинаешь использовать талант, чтобы слаще есть и мягче спать, ты перестанешь быть собой.
Проплывая свой километр (в бассейне) и слушая музыку Артемьева, я иногда думаю: ух, сколько мы наколотили. Но я не испытываю самоощущения победы. Это очень опасная вещь. Относись ко всему, как к Божьему промыслу, а не как к своим победам. Тогда ты счастлив.
Отцу Михалкова было «всегда тринадцать»
Поздравили воронежцы Никиту Сергеевича и с днём рождения его отца Сергея Михалкова, отца «Дяди Стёпы», автора гимна СССР и России. 13 марта ему исполнилось бы 112 лет. На вопрос, какой самый главный совет он дал маленькому Никите, маститый режиссёр ответил:
— Самый главный совет он дал мне ремнём. Это многих смущает, но я ему за это очень благодарен. Это самый яркий эпизод из моего детства. Жизнь отца была удивительной. Его псевдоравнодушие к детям. И к своим в том числе. И поэтому он писал гениальные детские стихи. Не как взрослый о детях, а как дети про детей. Мама говорила, что Серёже всегда тринадцать лет.
В разговоре с молодыми актёрами труппы несколько раз звучало: работать на одной сцене с Никитой Сергеевичем — счастье, сравнится с которым лишь одно счастье — сняться в его новом фильме. Однако никаких намёков на новую картину Мастер пока не делает. Поэтому на пресс-конференции спецкор «Ё!» поинтересовался у Никиты Сергеевича: не идёт ли работа в этом направлении? И если нет, то, возможно, Мастера заинтересует трагическая, фантастическая, музыкальная судьба известного воронежского дирижёра и композитора Михаила Носырева. 17-летним юношей он репетировал в Ленинграде с Шостаковичем, в составе артистической бригады выезжал с ним на фронт, переживал тяготы блокады, был арестован и приговорён к расстрелу, который в последний момент заменили 10 годами ссылки. Затем — Воркута, голод, обморожения, знаменитый Воркутинский тюремный театр, освобождение. Там, в Воркуте, он встретил свою судьбу по имени Эмма. И был с ней до конца своих дней. У них родились балет, симфония и сын Миша, который и сегодня жив-здоров… По реакции Никиты Сергеевича трудно было понять, понравился ли ему намёк «МОЁ!», но идея прозвучала. Так пожелаем Мастеру здоровья и успехов. И ещё раз прислушаемся к его голосу, к его мнению (оно опубликовано в телеграм-канале «Бесогон») о спектакле и о нас, воронежцах:
— Такое напряжение, такая тишина, как будто никого нет… И я очень важную вещь понял: когда идёт такой серьёзный разговор, зритель перестаёт быть в зале, он уже на сцене, ему не до аплодисментов. Это спектакль, в котором вместе с актёрами работает и зритель. И слоган его: «Про всех и для каждого».
Потому что не имеет значения, где сидит человек — в директорской ложе или на галёрке. Каждый находит в нём что-то для себя (— Конец цитаты).
Спасибо, «12»!
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-