«Я – собака другой породы». 10 ярких цитат Константина Райкина

Что говорил знаменитый артист на встречах с воронежскими зрителями и журналистами

11.07.2025 19:15
2 1418
undefined

Константину Райкину исполнилось 75. Он сыграл сотни ролей, выпустил десятки спектаклей и не устал от неудобных тем. На сцене — чиновник Оброшенов в «Шутниках», за кулисами — один из главных голосов российского театра. Мы собрали 10 его самых сильных высказываний, прозвучавших в Воронеже в разное время — на Платоновском фестивале, в интервью «МОЁ!» и на творческом вечере в театре оперы и балета.

1. «Неоднозначность — это хорошо. Что это за произведение искусства, которое вызывает лишь однозначные впечатления?»

«Я считаю, что никаких границ тут нет. И вообще никаких «нельзя» в искусстве нет. Это выбор режиссёра, «вождя». И его мнение не обязано совпадать с «нельзя» других людей, зрителей. Неоднозначность — это хорошо. Что это за произведение искусства, которое вызывает лишь однозначные впечатления? Искусство всегда стремится к новому, свежему. И этот свежий взгляд зрители всегда будут воспринимать неоднозначно. Другое дело — если не понравилось, не надо звонить сразу в прокуратуру. Вот это безобразие!» (О том, как сегодня осовременивают классику и что дозволено режиссёру).

2. «Театр, кино, литература — это не про «миленько». Это сложное искусство, которое должно вызывать боль или даже протест»

«А если зритель не удивлён, а просто миленько проводит время, то тогда это мещанство. Чем тогда театральный спектакль отличается от обоев или раскрашенных чашек? Раскрашивать обои — тоже искусство, но там задача как раз, чтобы было «миленько» и «приятно». Но ведь театр, кино, литература — это не про «миленько», это сложное искусство, которое должно вызывать боль или даже протест». (О том, каким должен быть настоящий театр и чего от него ждёт зритель — даже не осознавая).

3. «Я не хотел бы вновь стать молодым»

«Я не хотел бы вновь стать молодым (хотя мне, в общем, и не предлагают). Ибо я бы просто не выдержал. Я бы просто заболел и умер от ужаса «неумения». Признание артиста, почему он не мечтает вернуться в молодость).

4. «Чей сын? Райкина? Боооже мой!»

«Как только я встал на эту дорогу, меня стали сравнивать с моим великим папочкой. Я помню эти первые реакции: «Чей сын? Райкина? Боооже мой!». У людей был шок, потому что я — собака другой породы совсем». (О трудностях начала карьеры и наследии Аркадия Райкина).

5. «Животные чувствовали, что я их очень люблю, я на них как слабительное действовал»

«Как новичку мне поручили самую скучную работу — чистить клетки. Животные чувствовали, что я их очень люблю, и помогали мне в работе — в общем, я на них как слабительное действовал. У них такие глаза были: “Ой, смотри, Райкин идёт” и давай гадить». (История из юности, когда Райкин работал в зоопарке при кружке юннатов).

6. «Мои телодвижения сейчас расценили бы как лёгкую эротику, а тогда они были похожи на порнографию»

«Я лазил под столом и даже потёрся о ногу сидевшего с краю дедули, который оказался председателем комиссии. А я-то думал, что самые важные профессора в центре сидят. Мои телодвижения сейчас бы расценили как лёгкую эротику, а тогда они были похожи на порнографию». (Рассказ о поступлении в театральное училище, где Райкин изображал животных на вступительном экзамене).

7. «Папа тогда сказал: «Я так и знал, что ты когда-нибудь придёшь к актёрству»

«Вернувшихся с гастролей родителей я поставил перед фактом, что вместо биолога буду актёром. Папа тогда сказал: «Я так и знал, что ты когда-нибудь придёшь к актёрству». (О том, как семья отреагировала на смену планов).

8. «Комфортность процесса совершенно не гарантирует хорошего результата»

«Иногда бывает, что люди замечательно работают вместе, актёры и режиссёр чудесно общаются, а в результате получается полное дерьмо. В общем, комфортность процесса совершенно не гарантирует хорошего результата». (О работе с режиссёрами, в том числе с Бутусовым и Марчелли).

9. «С началом карантина возникло даже некоторое злорадство»

«Вообще я считаю себя добрым человеком, но у меня даже некоторое злорадство возникло с началом карантина. Когда пандемия обрушилась на все театры, я подумал: «Ну вот теперь и вы, самые благополучные, тоже немножко пострадаете». (Смеётся)». (Честное признание об эмоциях во время карантина — театр тогда остался без своего помещения).

10. «Культура гораздо умнее политики»

«Культура гораздо умнее политики. И мне кажется, те представители власти, которые занимаются культурой, считают нужным вкладывать в неё, те и остаются в вечности». (Из высказывания на встрече с журналистами во время гастролей спектакля «Дон Жуан»).

Райкин не боится острых углов. Он шутит, когда можно — и режет правду, когда нельзя. За каждой фразой — прожитая жизнь, прожитая роль. Он говорит, как дышит. Не боится показаться смешным. Не боится оказаться неугодным. И пока такие голоса звучат со сцены — значит, театр жив. И мы вместе с ним.

Архивариус «МОЁ!».

Комментарии (2)