Виктор ЦОЙ: «Я не поэт, я песни пишу». Интервью со знаменитым рок-исполнителем за год до смерти
35 лет назад, 15 августа 1990 года, в автокатастрофе погиб легендарный советский рок-музыкант и лидер группы «Кино» Виктор Цой
Виктор Цой, один из самых известных советских рок-музыкантов 1980-х годов и лидер группы «Кино», трагически погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. На своём «Москвиче-2141» он столкнулся с автобусом «Икарус» под Ригой. Ему было всего 28 лет.
За год с небольшим до трагедии, в апреле 1989 года, воронежский журналист Татьяна Бавыкина, тогда ещё ученица школы в Мурманске, взяла интервью у Виктора Цоя по заданию редакции газеты «Комсомолец Заполярья». Приводим её воспоминания о тех событиях, а также текст самой статьи.
Пропавшая запись
«Концерт проходил в так называемом «колхозе», а именно в мурманском Межсоюзном Дворце культуры — концертном зале с отличной акустикой, который почтили своим присутствием в разные годы и «Аквариум», и Константин Кинчев, и Майк Науменко.
Накануне концерта Виктор Робертович был хмур и неразговорчив. На вопросы отвечал односложно. Я, как могла, старалась разговорить рок-звезду. Рядом сидел продюсер, который контролировал интервью и вставлял ненужные ремарки. В итоге беседа кое-как состоялась, я отправилась расшифровывать запись. И вдруг, о ужас, обнаружила, что ничего не записала! В диктофоне, тогда ещё кассетном, сели батарейки...
На концерт Цоя в мурманский «колхоз» было не прорваться, все сидели друг у друга на головах. Но мне повезло, друзья-звукооператоры повелели прийти часа за два до начала концерта и сесть за сценой. Так и сделала. Сижу тихо, как мышка, в ожидании шоу. Вдруг выходит Виктор, гораздо более благодушный, чем вчера:
— Привет! Как дела? Ещё вопросы остались?
— Да! Конечно! Поговорим?
— Давай, время есть.
И начался разговор — обо всём подряд. К счастью, на этот раз диктофон не подвёл.
Интервью в Мурманске
(Межсоюзный Дворец молодёжи. Апрель 1989 года.)
— Виктор, почему Вы приехали без группы?
— Потому что приглашали только меня.
— Ваш хит-парад советских рок-групп с учётом «Кино»?
— «Наутилус» мне нравится больше всех. И «Алиса». «Кино» оценивать не стану. Если я буду скромность разыгрывать, тогда, конечно, поставлю на последнее место. Но какой смысл?
— Ленинградский критик Евгений Додолев сравнил как-то ваши стихи и стихи Ахматовой. Как Вы это оцениваете?
— Понимаете, поэты — это поэты... А я не поэт, я песни пишу. Сравнивать смысла нет. Я считаю, что мои тексты не могут существовать в отрыве от музыки без потери. Они рассчитаны на музыку, написаны вместе с музыкой.
— Виктор, охарактеризуйте период до «Группы крови»...
— Экспериментальный.
— Альбом «Группа крови» лучшее, на что вы способны?
— Да нет, я так не считаю. «Группа крови» действительно сильнее предыдущих. Но я в нём вижу массу недостатков. Так что поле для совершенствования у меня — края не видно.
— О «Кино», как правило, очень убогая информация, что в прессе, что в народе. Слухи всякие ходят...
— Я хочу, чтобы нас воспринимали и показывали такими, какие мы есть. А то ведь даже в интервью так всё изменят, что себя не узнаешь. Или пишут, например, мол, я сказал: «Хочу быть честным и искренним». По-моему, такое только идиот может заявить. Ведь любому ясно, что честным быть хорошо, а нечестным плохо...
— Каких людей вы любите?
— Я люблю индивидуальности.
— В нашем роке наступает кризис, рокеры стали сытыми, а хороший рок на сытый желудок не пишется. Вы согласны?
— Нет. С чего вы взяли, что мы много добились, стали сытыми? Получили возможность выступать, зарабатывать? Так и должно быть! Раньше я играл где-нибудь в подвале для тридцати, скажем, человек. Появлялась милиция и начинала выспрашивать, почему и по какому праву... А сейчас как раз всё нормально.
— Вам как-то задали вопрос: верите ли вы в перестройку? Вы ответили так: «Пока — да». Это было примерно год назад. А сейчас?
— Вроде бы что-то делается, но говорить о результатах... Я не собираюсь орать, что перестройка победила, хотя и стараюсь обычно верить в лучшее.
— В смысле до победы далеко?
— Да уж, что и говорить, далековато...
— Что скажете по поводу поездки во Францию, например, касательно нашего рока, его популярности на Западе?
— Да я и так знал, что он там никому не нужен. Его просто не знают. Смотрят с каким-то удивлением, потому что из СССР: «Ах, у вас ещё и группы есть?! Вы ещё и на гитарах играете?!»
— В прессе писали, что «Кино» там не приняли...
— Собственно, принимать было некому. Мы же ездили пластинку записывать. А выступали только перед журналистами — до народа так и не добрались.
— Ваша характеристика фильмов «Рок», «Асса», «Игла» (все фильмы 18+)?
— «Рок» — он какой-то немножко сентиментальный, слюнявый... «Асса» тоже создана человеком не нашего поколения. «Игла» мне нравится больше.
— Почему?
— Почему? Наглый фильм.
— Вам когда-нибудь надоедает музыка?
— Бывает, не могу же я играть 24 часа в сутки.
— А как отводите душу?
— Мне живопись нравится, но мало времени.
— У вас художественное образование?
— Да я много где учился, но ничего толком не закончил, кроме художественной школы. Было и художественное училище. Но я ж говорю: не закончил.
— Ваше отношение к славе?
— Палка о двух концах. Я, с одной стороны, рад, что мои песни нравятся. Но, с другой стороны, не рад, когда меня воспринимают как учителя жизни.
— Вы считаете себя свободным человеком?
— Да. Потому что я всегда занимался тем, что мне нравится, и не делал того, чего не хотел.
воспоминания очевидца
«Мурманские фанаты были в восторге»
Музыкальный критик и журналист Виталий Калгин:
— Сам концерт в Мурманске — а точнее, сольное выступление — больше походил на большой квартирник или творческий вечер. Цой, поскольку был один, играл на акустической гитаре, пел основные хиты. Зал был набит битком. В перерывах между песнями Цой отвечал на записки из зала. По воспоминаниям счастливцев, побывавших на концерте, отвечал почти на все, но некоторые все же оставлял без ответа — только хихикал. Мурманские фаны были в восторге. Газету «Комсомолец Заполярья», вышедшую с интервью лидера «Кино» 13 мая, невозможно было найти в продаже.
В ТЕМУ
Почему погиб Цой
«Витька за рулём был совсем новичок. Ездил меньше года. Человек рано проснулся, сел за руль, о чем-то думал... Он мог вполне уснуть за рулем. Ничего удивительного. Любой водитель знает, как это просто».
Б. Гребенщиков (признан Минюстом иноагентом).
В милицейском протоколе выдвигается именно такая версия: «...Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулём, вероятно, от переутомления.