Фильмы про индейцев: Чингачгук, Виннету, Зоркий Сокол
В кого из них играл в детстве ты?

Первого сентября ушёл из жизни канадский актер Грэм Грин, прославивший себя ролью индейца Разящая Птица в оскароносном фильме Кевина Костнера «Танцы с волками» (18+). Грин был канадским этническим индейцем из племени ирокезов, что только придавало аутентичности его персонажу. Но советские мальчишки, сходившие в 60-е и 70-е с ума от многочисленных югославских, немецких и советских фильмов про индейцев, не задавались вопросами о происхождении мужественных смуглых актёров с луками и томагавками. Их кумиром был серб Гойко Митич, настолько визуально соответствовавший образу краснокожего, что сердца юного поколения огромной страны были покорены моментально и на многие годы.
Фильмы о благородных индейцах, сражавшихся за свои права против коварных бледнолицых завоевателей, воплощали свойственную всем детям и юношам тягу к справедливости и симпатию к угнетённым. Идеология этих картин была полной противоположностью американским вестернам и вполне вписывалась в социалистические каноны. Со стороны восточногерманской студии DEFA это был гениальный ход — обречённые на кассовый успех приключенческие фильмы были одновременно и контрпропагандой американскому пафосу «покорения Америки первопроходцами».
Но мальчишки об этом не задумывались. Всё, что им было нужно: мужественные герои, погони, перестрелки, драки, — лилось с экрана в изобилии. Ребята переносили индейскую романтику в реальную жизнь и зачастую шли дальше пластиковых игрушечных апачей и могикан — мастерили луки и стрелы, украшали себя перьями и наносили боевой раскрас. Для многих это стало хобби всей жизни — индейские экспедиции и лагеря опередили современную моду на косплей на десятилетия. Благо герои, которым хотелось подражать, были реально хороши.


Разумеется, создатели восточноевропейских вестернов не имели доступа к настоящим предметам обихода и оружию племён. О съёмках в Северной Америке речи не шло. Экспедиции немецкой киностудии отправлялись в Черногорию, на Кубу или к нам — в Крым, Грузию и Узбекистан. Правда, узбекам в массовке, как рассказывал Митич в одном из интервью, не позволяли раздеваться национальные традиции. Приходилось уговаривать. Мексиканские ландшафты воспроизводились за счёт искусственных кактусов. Производство было поточным — на всё про всё 60 дней.
Сам Гойко Митич, отметивший в июне этого года своё 85-летие, вспоминает, что, как и все его сверстники, деревенские мальчишки, пытался повторить то, что видел на экране. Сам мастерил лук и стрелы. По профессии учитель физкультуры, Митич активно занимался лёгкой атлетикой и плаванием, что прекрасно подготовило его к будущей карьере. Он отлично держался в седле и обладал впечатляющим торсом, что привлекло внимание продюсеров из ФРГ, снимавших в Югославии очередной фильм про индейцев.
Так с маленьких ролей началась его большая кинокарьера. Митич делал все трюки без дублёров, что было огромным плюсом во время съёмок. Вот только трубку мира раскуривать не умел — не курил. В результате вместо красивых колец дыма в кадр шёл пар, а съёмочная группа вешалась от количества дублей.
Всё в его жизни изменилось после переезда в ГДР, где был задуман эпический киноответ капиталистам — эти фильмы покорили поколения мальчишек, а самого Митича сделали лицом целого жанра.
Вспомним же 5 главных индейских нетленок!
«Сыновья Большой Медведицы» (1966 г., 12+)

Первый проект студии DEFA после судьбоносного решения, принятого руководством СЕПГ (Социалистической единой партии Германии), о противодействии западногерманским вестернам. Первая звёздная роль Гойко Митича, принесшая ему моментальную славу и мешки писем от поклонниц. Противостояние племени с алчными «ковбойцами» и незабываемая сцена, в которой героя тащат на лассо по прерии.
«Чингачгук Большой Змей» (1967 г., 12+)

Гойко в роли самого легендарного индейского героя всех времён. Экранизация Фенимора Купера и его легендарного «Зверобоя» (12+). Гуроны, делавары и красные мундиры англичан, Митич на каноэ среди бурных вод. Сказочный подарок для советских детей, запоем читавших книги Купера. Или наоборот — отличный способ, сводив на красочное кино, приобщить чадо к чтению. Проверено — работает безотказно.
«Оцеола» (1971 г., 12+)
Томаса Майна Рида читали не меньше, чем Фенимора Купера. И экранизация романа «Оцеола, вождь семинолов» (12+) была обречена на оглушительный успех.
Экранизация более чем вольная, зато несущая в себе ещё одну важную идеологическую тему — угнетённых чернокожих рабов, которых, разумеется, защищают благородные краснокожие. Сам Оцеола — фигура историческая, так что картина (наряду с книгой) сподвигла многих на изучение истории, в частности Второй Семинольской войны.
«Апачи» (1973 г., 12+) и «Ульзана» (1974 г., 12+)

А вот вам и прямой ответ Голливуду. В 1972 году на американские экраны вышел «Рейд Ульзаны» (16+), в котором вождь апачей был показан кровожадным убийцей. В совместной постановке DEFA и «Мосфильма» всё наоборот. История в двух частях, причём второй фильм снят (главная локация — Самарканд) на 70-миллиметровую широкоформатную плёнку — роскошь по тем временам!
«Братья по крови» (1975 г., 12+)

Беспроигрышный дуэт двух кумиров и, как сейчас принято говорить, секс-символов — Гойко Митича и Дина Рида. Идеальный подбор исполнителей главных ролей: прогрессивный белый актёр и певец Рид обладал безупречной внешностью и харизмой «хорошего ковбойца». Здесь он, правда, не ковбой, а американский солдат-дезертир, скрепивший клятвой крови свою дружбу с индейским вождем племени шайеннов. Причём зовут главного героя Гармоника — так же, как и героя великого вестерна Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» (18+). И зрительская любовь к Риду у нас была не меньше, чем к Чарльзу Бронсону у них.
А что же западные фильмы на индейскую тематику? Если не брать совсем старые вестерны с тупыми жестокими дикарями, то, конечно же, было снято немало запоминающихся картин.
Продолжение — скоро.

Антон КЛИМОВ, известный кино- и музыкальный критик. Сын режиссёров Элема Климова («Добро пожаловать...», «Иди и смотри») и Ларисы Шепитько («Восхождение»). Работал PR-директором Линды, Шуфутинского, Дельфина.