7 лучших мелодрам, которые отобрал известный кинокритик специально для читателей «МОЁ!»
История мирового кино показала, что нет жанра более востребованного
Во времена моей юности в киношных кругах слово «мелодрама», может быть, и не было ругательным, но никто из интеллектуалов режиссёрской среды не относился к этому жанру серьёзно. Некий максимализм служения «высокому искусству» просто не давал шансов такой обычной вроде теме, как любовь мужчины и женщины.
Но история мирового кино показала, что нет жанра более востребованного, чем мелодрама! И нет в нём никаких стилистических ограничений. Чувства могут кипеть даже на фоне гражданской войны — хоть в США («Унесённые ветром» (12+)), хоть в России («Доктор Живаго» (18+)). Разворачиваться в африканской саванне («Из Африки» (18+)) или на борту «Титаника» (12+). Это может быть даже история отношений уличной проститутки и её клиента (согласитесь, для миллионов женщин во всем мире «Красотка» (18+) — это именно сказка о любви).
Фильмов о любви и у нас, и в мире снято тысячи, хороших сотни, выдающихся десятки. Топы лучших можно составлять бесконечно, но на мой взгляд это бессмысленно, благо, струны души у каждого человека разные. От «Римских Каникул» (12+) до «Бенджамина Баттона» (18+), каждого тронет что-то, что ближе именно ему.
Мне в последнее время шедевров не попадалось, но зато возникло желание вновь пересмотреть некоторые зарубежные картины, классические и полузабытые, всенародно обожаемые и «на любителя», объединяет которые одно: все они достойны и вашего внимания.
«КАСАБЛАНКА»
Реж. Майкл Кёртис, 1942 (12+)
Возможно, величайшая (наряду с «Унесёнными ветром») голливудская мелодрама продолжает волновать зрителей даже спустя десятилетия после своего выхода на экраны. Многие фразы из неё стали крылатыми, мелодия As Time Goes By — символом целой эпохи, а исполнители главных ролей Хамфри Богарт и Ингрид Бергман Богами кино.
И ведь кто мог подумать, что неожиданная («Из всех питейных заведений в мире ты зашла именно в моё!») встреча сбежавшего от войны хозяина бара в столице Марокко со своей бывшей возлюбленной может стать в кинематографе столь же хрестоматийной и вечно популярной, как и страсть между Ромео и Джульеттой в литературе? Конфликт между долгом и чувством на фоне сопротивления фашистской оккупации никогда не перестанет брать зрителя за живое.
«МЫ НЕЗНАКОМЫ, КОГДА ВСТРЕЧАЕМСЯ»
Реж. Ричард Куин, 1960 (18+)
Подлинная красавица, едва ли не самая женственная в истории кино, звезда «Головокружения» Ким Новак в идеальном экранном дуэте с легендарным Кирком Дугласом. Удивительная, до сих пор в полной мере не оценённая картина о любви и свободе. И пусть критики разгромили эту историю супружеской неверности и соседских интриг, назвали её «старомодной мыльной оперой», пусть! Но эта не затёртая от частого употребления мелодрама не разочарует и современного кинозрителя.
«ЗАВТРАК У ТИФФАНИ»
Реж. Блэйк Эдвардс, 1961 (16+)
Картина, которую все смотрели по сто раз и при случае готовы пересматривать ещё столько же. «Завтрак у Тиффани» любят абсолютно все. И есть за что, это прекрасный фильм на все времена (даже несмотря на кринжового японца в исполнении Микки Руни).
Конечно, первоисточник — повесть Трумана Капоте — куда печальнее и никакого хеппи-энда не подразумевает, но в данном случае язык не поворачивается ругать Голливуд за счастливую развязку. Многое в фильме читается между строк (мы понимаем, что Холли Голайтли занимается тем, что сейчас называется эскортом, но в прямую об этом не говорится), да и сам Капоте видел в главной роли совсем не хрупкую Одри Хепбёрн, а сочную Мэрилин Монро. Не доверяли Одри исполнение ставшей классической песни Moon River, мол, голос слабенький (по этой же причине в «Моей прекрасной леди» (12+) она поёт голосом профессиональной певицы). Только можно ли сейчас представить кого-нибудь другого в этой роли? Как и представить сам фильм без этой песни под гитару, которую Одри поёт на балконе?
«РОБИН И МЭРИАН»
Реж. Ричард Лестер, 1976 (6+)
Довольно странная задумка Ричарда Лестера снять фильм о Робин Гуде и его возлюбленной Мэриан «20 лет спустя после хеппи-энда» вылилась пускай и не в глобальный триумф, но в один из самых грустных и сердечных фильмов, что я когда-либо смотрел.
Начинаясь в лучших традициях лестеровского английского юмора, эта постсага заканчивается, как самая печальная повесть на свете. И печальнее всего, что многомиллионная аудитория Одри Хепбёрн даже не догадывается о её, возможно, самой глубокой и зрелой роли в удивительной чувственности тандеме с Коннери. Это не тот фильм о Робин Гуде, который в юности смотришь ради драк, стрел и приключений отважных разбойников. Под сенью дубов Шервудского леса оживает и расцветает любовь двух, многое повидавших в своей жизни людей. Любовь зрелая и выстраданная.
В истории кино есть уникальные произведения, каким-то злым роком и стечением обстоятельств обречённые на полузабвение и на долгую привязанность тех, кто имел счастье к ним прикоснуться. «Робин и Мэриан» из этого числа.
«МОСТЫ ОКРУГА МЭДИСОН»
Реж. Клинт Иствуд, 1995 (12+)
Одна из самых пронзительных историй любви в истории Голливуда, причём любви зрелых, поживших людей. Только в отличие от «Робина и Мэриан» людей, встретивших друга только сейчас.
На главную женскую роль пробовались и Катрин Денёв, и более молодая Изабелла Росселини. Но выбор в пользу Мэрил Стрип сделал фильм Клинта одним из его режиссёрских триумфов.
Четыре дня любви из жизни героини выстроены Иствудом в хронологическом порядке. Таким образом он, как и мой отец Элем Климов в «Иди и смотри» (18+), скрупулёзно, максимально органично отслеживает эволюцию героев. Результат налицо — от этого неторопливого повествования невозможно оторваться.
Казалось бы, классическая драма, муки непростого выбора между семьёй, детьми и большой любовью — уж сколько таких сюжетов промелькнуло в истории кино! Но здесь всё как в первый раз!
«КАКИМИ МЫ БЫЛИ»
Реж. Сидни Поллак, 1973 (12+)
Одна из самых популярных мелодрам всех времён с фантастическим актёрским дуэтом Роберта Редфорда и Барбры Стрейзанд. Советскому зрителю она известна под дурацким названием «Встреча двух сердец». Выглядит как надпись на мягкой обложке дешёвого любовного романа, а речь-то идёт о прекрасном кино и одной из вершин в фильмографиях обеих суперзвёзд.
Вся история отношений пассионарной левой активистки-еврейки и голубоглазого выходца из привилегированных кругов держится не только на контрасте, но и на каком-то феноменальном, магическом взаимопонимании, «химии», если угодно, между актёрами. Здесь всё так убедительно, что много лет никто не сомневался в служебном романе между Стрейзанд и Редфордом. На самом же деле актёр так боялся ненароком изменить своей любимой жене, что во время съёмок постельных сцен приклеивал своё мужское достоинство к животу скотчем. Так сказать, во избежание роковой случайности. Пыталась ли соблазнить его Барбра неизвестно, но всю страсть она вложила не только в экранный образ, но и в заглавную песню, ставшую мировой эстрадной классикой.
«ДЕВУШКА НА МОСТУ»
Реж. Патрис Леконт, 1999 (16+)
Французский кинематограф всегда славился своими картинами «про любовь» (достаточно вспомнить «Мужчину и женщину» (16+)). Однако одна из самых интересных и необычных мелодрам была снята сравнительно недавно.
В истории бедовой, неприкаянной героини Ванессы Паради и странствующего метателя ножей (Дэниэль Отой) все экстремально, всё на грани. Сцена, в которой эти самые ножи впиваются в доски в сантиметрах от тела любимой под прекрасную песню Марианны Фейтфулл на музыку Анджело Бадаламенти — невероятно парадоксальное и эротическое отображение страсти и, на мой взгляд, одна из ярчайших в истории кино.
Антон Климов,
кино- и музыкальный критик.
Автор:
Антон КЛИМОВ
Комментарии (2)