8 знаковых фильмов о проститутках, которые не оставят равнодушными
Представительницы древнейшей профессии в кино: от «Ночей Кабирии» до «Аноры»
Тема проституции всегда волновала режиссёров своим драматизмом и социальной остротой. Мировой кинематограф смело исследовал жизнь женщин лёгкого поведения с конца 1950-х, но советский экран упорно делал вид, что такого явления не существует. Прорыв случился лишь в бурные 1990-е, когда эта тема стала очень востребована.
Я решил вспомнить очень разные, но знаковые фильмы про жриц любви. Фильмы гениальные и не очень, с самым разным моральным посылом, повлиявшие на умы, в том числе и девичьи. Иногда самым неожиданным образом.
«НОЧИ КАБИРИИ»
Реж. Федерико Феллини, 1957 (18+)
Шедевр мирового кино, считающийся классикой в жанре фильмов о древнейшей профессии, мог не состояться. В консервативной Италии, стране консервативных нравов, никто не хотел финансировать картину на столь провокационную тему, кроме продюсера Дино Де Лаурентиса, да и тот наложил серьёзные сценарные ограничения.
Сам Феллини, плохо знакомый с миром проституции, позвал на помощь своего друга, знатока римского дна Пьера Паоло Пазолини, а также использовал образы реальных проституток, с которыми общался во время съёмок картины «Мошенники» (16+).
Пронзительная драма главной героини в гениальном исполнении Джульетты Мазины тронула миллионы зрителей, а финальная сцена признана одной из вершин мирового кинематографа. Жаль, что её не видели и вряд ли увидят современные девушки, мечтающие о гламурной жизни из эскорт-сериалов, не понимая, какие душевные раны может оставить потеря веры в людей.
«НЕЖНАЯ ИРМА»
Реж. Билли Уайлдер, 1963 (12+)
Возвращение прекрасного актёрского дуэта Джека Леммона и Ширли Маклейн после триумфа их предыдущей работы с Уайлдером во всенародно любимой комедии «Квартира» (16+), которая, как известно, повлияла сразу на два фильма Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы» (6+) и «Служебный роман» (6+).
На этот раз Уайлдер снял практически классическую французскую комедию тех лет, только на весьма пикантную социальную тему. Языком, близким к водевилю, показан мир парижских улиц разврата и порока, в котором добрый и наивный полицейский в исполнении Леммона влюбляется и пытается спасти прожжённую уличную проститутку в исполнении Маклейн. Здесь есть всё — и юмор, и вера в любовь, но за легкомысленной на первый взгляд подачей скрывается жестокая реальность жизни сутенёров, путан и коррумпированных полицейских.
Без постельных сцен и излишней обнажёнки (время все-таки было в кино ещё весьма консервативное) Уайлдер раскрыл тему проституции без малейших прикрас. Характерно, что Ширли Маклейн согласилась сниматься, не читая сценария, — настолько верила в талант маэстро. И не ошиблась, получив «Золотой Глобус» и номинацию на «Оскар».
«ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА»
Реж. Луис Бунюэль, 1967 (16+)
Как говорят французы, «хорошая проститутка отличается от плохой тем, что не похожа на проститутку». И эта история как раз о такой женщине — буржуазной даме, устраивающейся работать в бордель «на дневную смену» из-за сексуальной неудовлетворённости в своём браке. Вопрос в том, сможет ли героиня Катрин Денёв восполнить эту пустоту, отдаваясь незнакомым мужчинам, даже если деньги не являются её главной мотивацией.
Фильм классика снят безупречно, от холодной кукольной красоты Денёв невозможно оторваться. Его стоило бы посмотреть отдельным жительницам наших городов, которые в свободное от благопристойной работы и семейной жизни время соглашаются на щедрые подарки от незнакомых мужчин на сайтах знакомств в почасовых отелях — кто-то ради прибавки к зарплате, кто-то ради драйва и ощущения себя желанной. Удивительно актуальная картина.
«ЛУЧШИЙ МАЛЕНЬКИЙ БОРДЕЛЬ В ТЕХАСЕ»
Реж. Колин Хиггинс, 1982 (18+)
Фильм с парадоксальным взглядом на проституцию, показанную здесь как естественное занятие из серии «смех и радость мы приносим людям» и которую могут осуждать только злобные и лицемерные пуритане.
Роскошная бандерша в исполнении кантри-легенды Долли Партон и влюблённый в неё шериф-красавец Берт Рейнолдс, закрывающий глаза на подпольное заведение. (У нас название фильма почему-то перевели как «Самый приятный бордель во всем Техасе».)
Музыкальная комедия, наполненная песнями и танцами счастливых «сотрудниц» данного борделя и ещё более счастливых их клиентов (разумеется, как на подбор красавцев), где Долли исполняет знаменитую I will always love you, за десять лет до Уитни Хьюстон в картине «Телохранитель». Картина, ставшая практически агиткой за легализацию проституции, имела огромный успех. Вот только для режиссёра она стала последней — он умер от СПИДа спустя четыре года.
«ИНТЕРДЕВОЧКА»
Реж. Пётр Тодоровский, 1989 (18+)
Конечно же, у нас в стране все знали о существовании проституции, в тех или иных подпольных формах пережившей десятилетия советской власти. А уж тема проституции валютной была одной из самых жареных и скандальных в многочисленных публикациях перестроечной прессы. Как только наш кинематограф добрался до ранее запретных тем, лента о валютных проститутках не заставила себя долго ждать — «Интердевочку» посмотрели 40 миллионов зрителей, фильм стал лидером проката 1989 года.
Благо и режиссер не последний, плюс экранизация модной повести Владимира Кунина, да и актерский состав был подобран на ура — образы Кисули (Ингеборга Дапкунайте), Зины Мелейко (Любовь Полищук), Ляли (Анастасия Немоляева) и Симы Гулливер (Ирина Розанова) стали одними из лиц эпохи. Сцену в милицейском участке периодически показывают по ТВ в качестве иллюстрации перестроечного бардака.
А Елена Яковлева стала суперзвездой. Миллионы зрителей переживали за судьбу её героини, так и не нашедшей счастья в вожделенной Швеции. И если колоритно и весьма трешево показанные будни валютных ночных бабочек сейчас кажутся эдакой клюквой на злобу дня, то драма и отчаянное стремление вырваться из «свинцовой мерзости» окружающей реальности с помощью валютного бара в «Интуристе» отпечатались у советских людей на подкорке.
«КРАСОТКА»
Реж. Гэрри Маршалл, 1990 (18+)
Если у кого-то ещё есть сомнения в волшебной силе кино, то вот вам доказательство того, как фильм может вскружить голову или даже промыть мозги тысячам и тысячам зрительниц.
Изначально задуманная как остросоциальная реалистичная драма, картина превратилась в сахарную сказку о прекрасном принце и заставила миллионы советских девушек на сломе эпох и общественного строя мечтать о подобной судьбе.
Лоск и красота залитого неоном Лас-Вегаса, шикарные отели и бутики, не говоря уже о финальной сцене с букетом на лестнице, — всё это, как пузырьки шампанского, сильно ударило в девичьи головы. Понятные женские грёзы о мужчине-принце сделали проституцию в глазах многих девушек вполне легитимным путём к достижению этой цели.
Только в реальной жизни хеппи-энд случился у единиц. А вот исковерканных судеб — десятки тысяч.
«МОНСТР»
Реж. Пэтти Дженкинс, 2003 (18+)
А вот здесь сказки закончились. Никаких вам принцев на белом коне и хеппи-эндов с розами. Полная жесть, как часто и бывает в жизни. И пускай не каждая уличная проститутка становится маньяком-убийцей, как героиня Шарлиз Терон, но вполне логичный и понятный распад человеческой психики показан практически идеально.
Визуальное преображение Шарлиз из красавицы в монстра получило мировое признание и кучу наград, включая «Оскар». Но вот сам фильм многие постарались забыть — уж слишком он неудобный и неприятный. Страшноватая картина, которую девочки, мечтающие о дубайском лакшери, яхтах и спорткарах, конечно же, отметут как то, что с ними никогда не случится.
«АНОРА»
Реж. Шон Бэйкер, 2024 (18+)
Многие в России восприняли картину в штыки, обвиняя её в романтизации проституции. Хоть и болели за неё весь предоскаровский год, в первую очередь из-за «наших» Юры Борисова и Марка Эйдельштейна. Мол, очередная «Красотка» по полной программе.
Однако, как мне кажется, причина популярности «Аноры» как раз в том, что это анти-«Красотка». Образ обаятельной, шебутной, но пустой внутри героини в блестящем исполнении Майки Мэдисон, её разбитые мечты о красивой жизни и осознание, что настоящий мужчина — не богатенький принц и уж тем более не упакованный мажор в отцовских хоромах, а простой парень «на районе», пусть и нью-йоркском.
Конечно, фильм, страдающий затянутостью и многими другими недостатками, далёк от шедевра, да и режиссёр Шон Бэйкер известен своей симпатией к «секс-работницам», но симпатию (вспомните ту же Сонечку Мармеладову у Достоевского) не стоит путать с восхищением и оправданием.
Эмоционально это не панегирик и не гимн пути к счастью «с широко открытыми ногами», а совсем наоборот.
Приговор.
Антон КЛИМОВ,
кино— и музыкальный критик.








