Пять культовых фильмов про мафию, которые стоит посмотреть всем
В Штатах картины о суровых героях в шляпах и с автоматами «Томпсон» начали снимать уже в 30-е
Первым в Советском Союзе о мафии нам поведал сериал «Спрут» (Италия — Франция — Германия, 1984 г, 16+). Здесь были и коррупция, и наркоторговля и похищения детей, и заказные убийства. Всему этому противостоял комиссар Каттани в исполнении Микеле Плачидо. В СССР «Спрут» (16+) имел огромный успех. Позже, с появлением видеосалонов и домашних видаков, но ещё до появления в стране серьёзной организованной преступности фильмы «про мафию» стали исключительно популярны. Но симпатии в них вызывали уже не столько борцы с преступностью, сколько сами мафиози, герои Де Ниро, Аль Пачино и т. д.
Скоро зритель стал замечать, что традиции гангстерского кино в каждой стране свои: у французов это фильмы Мельвиля, у японцев картины о якудза, у нас, так получилось, сериалы и картины о «бригадах» и «пацанах».
Все «национальные школы» за раз охватить невозможно, поэтому вспомним сегодня знаковые гангстерские эпики Голливуда.
В Штатах фильмы о суровых героях в шляпах и с автоматами «Томпсон» начали снимать уже в 30-е, когда такие персонажи хозяйничали на улицах Чикаго. Даже в комедиях, таких как «В джазе только девушки» (12+), не обошлось без мафии. Позже по мотивам реальных событий были сняты «Бонни и Клайд» (18+). Но жанр гангстерской саги в современном его виде оформился в тот момент, когда на экране заиграла волшебная музыка Нино Рота, а гости потянулись на свадьбу в дом Вито Корлеоне.
«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» (1972) и «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ-2» (1974)
Реж. Фрэнсис Форд Коппола. (18+)
Сейчас, по прошествии более полувека со дня выхода его на экраны, сложно даже представить фильм более совершенный, чем «Крестный отец». Фильм, в котором нет ни одной лишней сцены, ни одного слабого актера и который можно пересматривать бесконечно. Я, разумеется, говорю о первых двух частях, снятых Копполой в 72-м и 74-м годах. И никто из нас не может представить себе эти картины иными. А ведь все на экране могло выглядеть совсем иначе:
На роль Вито Корлеоне рассматривался Фрэнк Синатра. А он был очень хорошим актером (посмотрите ту же «Отныне и во веки», если мне не верите) и не понаслышке знал нравы боссов мафии, много лет оказывающих ему покровительство. При этом сам Синатра был прототипом певца Джонни Фонтейна. А роль в «Отныне...», принесшую ему «Оскара», получил как раз благодаря «предложению, от которого невозможно отказаться». Правда, история умалчивает, пострадала ли при этом лошадка хозяина киностудии или нет.
Среди кандидатов на другие большие роли фигурировали Ален Делон, Дастин Хоффман, Джек Николсон. Но выбор Копполы пал на молодых не засвеченных актеров, а единственную звезду Марлона Брандо состарили и визуально изменили, вставив в рот капу, придавшую его челюсти ту самую бульдожью форму.
Говорят, что мафиозные семьи даже направляли наблюдателей за творческим процессом. Но это скорее легенда. А вот то, что актер Ленни Монтана, тот самый, что заикался на приеме у дона Корлеоне, имел мафиозное прошлое — чистая правда. И, будучи взят на роль в экстренном порядке (основного актера сразил инсульт) из-за своих габаритов, реально волновался и заикался в кадре, что мастерски использовал Коппола.
Но так или иначе, именно экранизация романа Марио Пьюзо заложила фундамент сюжетных коллизий и моральных дилемм всех мафиозных саг, окончательно обессмертила Марлона Брандо и подарила нам целую плеяду прекрасных молодых артистов. В том числе обозначив начало эпохи двух великих экранных мафиози — Аль Пачино и Де Ниро.
«ЛИЦО СО ШРАМОМ» (1983)
Режиссер Брайан Де Пальма (18+)
А вы знаете, что разошедшийся на бесконечные мемы гангстерский боевик — это вольный ремейк одноименного фильма 1932 года? В котором, правда, никакой кубинской темы не фигурировало, а прототипом главного героя, итальянского эмигранта Тони Камонте, был сам Аль Капоне.
Впрочем, насмотревшись на то, что творилось в Майами на стыке 70-х и 80-х автор сценария Оливер Стоун решил осовременить сюжет, хотя и взял из оригинала ставшую крылатой фразу «Мир принадлежит тебе».
Самое забавное, что сценарий фильма о торговле белым порошком написал человек, употреблявший его с утра до вечера. Писал в Париже, поскольку там достать отвлекающий от работы «порошок» было сложнее просто по причине меньшего количества «нужных телефонов» в записной книжке. Мало кому тогда известную актрису Мишель Пфайффер, против которой категорически возражал режиссер Де Пальма, чуть ли не силой заставил взять на роль продюсер фильма (не спрашивайте почему), а после выхода картины кубинская община обрушилась с критикой на ее создателей. Мол, показали нас всех каким-то преступным сбродом.
Де Пальма по сравнению с другими авторами гангстерских саг, такими как Коппола, Леоне или Скорсезе, режиссер достаточно примитивный и цинично смаковавший в кадре сцены насилия (эпизод с бензопилой в начале или абсурдный штурм в конце). Но ему чертовски повезло — утрировано нуворишская роскошь Тони Монтаны стала на полном серьезе объектом вожделения для многих деятелей хип-хоп-культуры, а фразы «Поздоровайся с моим маленьким другом!», «Не нюхай то, чем торгуешь» и т. д. пошли в народ.
Знаете, если «Крестного отца»(как у нас в своё время «Бригаду») ругали за романтизацию мафиозной жизни, то этот фильм просто триггернул все низменные желания тогдашних зрителей, вызвал желание курить сигары в огромных джакузи. И будь что будет, пока «мир принадлежит тебе».
Этот фильм подарил нам звезду Мишель Пфайффер, за что отдельное спасибо настоявшему на ее кандидатуре продюсеру Мартину Брегману.
«ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ» (1984)
Режиссер Серджо Леоне (18+)
История создания, наверное, самого любимого нашим зрителем мафиозного эпика воистину удивительна. Леоне, автор грандиозного ковбойского вестерна «Однажды на Диком Западе», ещё в 60-х задумал вольную экранизацию наполовину вымышленных мемуаров некоего Гарри Грея (изначально Гершеля Гольдберга). В 70-х на роль «Лапши» всерьез рассматривал Жерара Депардье, а на роль Кэрол — Клаудию Кардинале.
Но творческий кризис, последовавший у автора «Однажды на Диком Западе» после провала его очередного вестерна о мексиканской революции, растянул работу на долгие годы. В результате, когда фильм был запущен уже совсем с другими актерами, было отснято 10 часов, из которых в первоначальный американский вариант вошло всего 139 минут. Причем смонтированных строго хронологически, без знаменитых флешбэков.
Для фильма это была катастрофа. Множество знаковых сцен осталось «за кадром», а критики разнесли «Однажды в Америке» в пух и прах. Думаю, мало кто у нас знает, что всенародно любимая лента провалилась в прокате США с треском и обрела признание, только когда американцы наконец смогли увидеть, привычную нам, европейскую версию.
Именно она осталась в сердцах навсегда вместе с великой музыкой Морриконе, потрясающими крупными планами Де Ниро и Джеймса Вудса, а также незабываемыми детскими сценами на улицах Нью-Йорка начала века. Как и «Крестный отец», шедевр Леоне вышел за рамки чисто гангстерского экшена, поставив перед каждым вопросы о верности и предательстве, вине и расплате. И о пронесенной через всю жизнь любви.
При этом, огромное количество материала (Леоне изначально предполагал две части по три часа), так до сих пор и не увидело свет. А значит, нас ждут неоднократные сюрпризы в виде юбилейных «самых полных версий». Главное — чтобы кто-нибудь не додумался с помощью ИИ вмонтировать во «взрослые» сцены Дженнифер Коннелли, сыгравшей подружку Лапши Дебору Бейли. Ведь многие ругались, что актриса, игравшая повзрослевшую героиню, совсем не похожа на себя юную!
«НЕПРИКАСАЕМЫЕ» (1987)
Режиссер Брайан Де Пальма (18+)
Вновь обратившись к мафиозной теме, режиссер «Лица со шрамом» сорвал куш из отличной кассы и кучи наград, но при этом снял фильм, абсолютно не выдержавший, на мой взгляд, испытание временем.
Да, как и в случае с «Однажды в Америке», «Неприкасаемые» были в СССР абсолютным хитом эпохи видеосалонов, но кто тогда задумывался о том, насколько нелепа показанная на экране история спецотряда по борьбе с Аль Капоне? В которой из реальной фабулы противостояния Эллиота Несса и всесильного босса мафии режиссер сотворил практически комикс про город Готэм.
Серьезная операция по личному заданию главы ФБР Гувера превратилась практически в «самодеятельность пожарной команды», а ее участники в отчаянных волонтеров. При этом Де Пальма, надо отдать ему должное, перевернул главный принцип мафиозных фильмов с ног на голову и показал в качестве «семьи» не преступный синдикат, а коллектив противостоящих ему полицейских, жестко разделив фильм на хороших и плохих.
Блестящая роль Коннери и достаточно наивная, но не лишенная актерской харизмы, игра молодого красавца Кевина Костнера, затмили самого Де Ниро в «лысом» гриме Аль Капоне с его фирменным ужимками и прищуром. В кои веки Роберту пришлось играть почти карикатуру, а выдуманные сцены перестрелок (чего стоит один арест партии виски на мосту или цитата из Эйзенштейна с коляской на лестнице), смотрелись как откровенный треш. И даже привлеченный для работы над картиной Эннио Морриконе отличился халтурным саундтреком.
Но это был тот самый случай, когда никто в зрительном зале не задавал лишних вопросов, а гангстерское кино получило наконец своих положительных героев. Однако, ирония судьбы заключалась в том, что подлинный «рыцарь без страха и упрека», ярый борец с нелегальным вискарем Эллиот Несс закончил свои дни, будучи завсегдатаем местного бара, где заплетающимся языком рассказывал собутыльникам о своих подвигах.
«А где же «Славные парни» (18+), «Отступники» (18+) и т.д.?» — спросите вы. За один раз обо всех знаковых картинах поговорить невозможно, так что продолжим через неделю!
Антон КЛИМОВ,
специально для «МОЁ!»
Автор: