Смерть на «тарелочке». Пять классических фильмов о вторжении пришельцев
От чёрно-белого олдскула до блокбастера Стивена Спилберга с Томом Крузом
Как обидно, что в Советском Союзе никогда не снимали фильмов о вторжении инопланетян! Фильмы о контактах с неземным разумом, конечно, были, но никаких армад летающих тарелок на подлёте к Москве. Наш идеологически выверенный кинематограф такого просто не допускал. Не то что в Голливуде, давно осознавшем, насколько прибыльным может быть ощущение страха перед неведомыми силами из других миров.
Первая волна моды на летающие тарелки и их зловредных водителей пришлась на 1950-е годы. Помнится, много лет назад я смотрел чудную ретрофутуристическую ленту тех лет. Называлась она «Вторжения крабов-мутантов с Марса» (12+). Или типа того. Крабы в ней были харизматичны и чрезвычайно деятельны: перемалывали морпехов, приставали к пышногрудым блондинкам, хрустели сенаторами и перекусывали небоскрёбы.
Технологии и спецэффекты последних десятилетий позволяют снимать подобное безостановочно. Я даже не беру кино уровня компьютерных стрелялок наподобие «Морского боя» (12+), «Тихоокеанского рубежа» (12+) или «Битвы за Лос-Анджелес» (16+). Но почему бы не поговорить о самых ярких и забавных лентах? Благо время есть, пока не прилетели.
«Земля против летающих тарелок» (1956)
Реж. Фред Сирс (12+)
В этом кинотреше все клише жанра соблюдены на 100 процентов. Как известно, при любом вторжении у пауков с Марса и прочих граждан инопланетной национальности главная дилемма «С чего начать — Нью-Йорка или Вашингтона?» Небоскрёбы падают необычайно эффектно, но, с другой стороны, обрушение Белого дома с Капитолием — украшение любого фильма, а срубить монумент Вашингтона — мечта каждого уважающего себя гуманоида.
При этом есть две опции просмотра — чёрно-белая или цветная в дичайшем «техниколоре», что для ценителей повышенной аутентичности восприятия просто незаменимо. Помните такую технологию? Ранние цветные картины с очень странной цветовой гаммой. Сейчас смотрится наивно, но в случае с такими лентами добавляет особой атмосферы эпохи.
«План 9 из открытого космоса» (1958)
Реж. Эдвард Вуд (12+)
Сразу после выхода фильм заклеймили как худший всех времён, но удовольствие от него — как от полдюжины фестивальных шедевров.
Здесь прекрасно всё. Инопланетяне, подчиняющие Землю с помощью трёх зомби с местного кладбища. Легенда вампирского хоррора Бела Лугоши в своей последней роли: он умер, когда было отснято всего 10 минут фильма, из-за чего в большинстве сцен его заменяет дублёр, а крупные планы лица просто заимствовали из его же «Дракулы». Летающие тарелки из магазина игрушек. Кабина пилотов на деревянных стульях на фоне занавески из душа. Бюджет фильма, взятый Южной баптистской конвенции при условии крещения съёмочной группы (крещение состоялось, но кинокомпания не выпустила больше ни одной картины).
Сам режиссёр Эд Вуд стал нарицательной фигурой, заслужив целый художественный фильм о своей бездарной персоне, в котором его сыграл Джонни Депп.
«День независимости» (1996)
Реж. Роланд Эммерих (12+)
Наверное, самый пафосный и кассовый современный фильм на нашу тему. Снимался он, как ни странно, по старинке: то, что вы видите в кадре, — не компьютерная графика, а макеты. Учитывая, что сейчас всё создаётся с помощью цифровых технологий, рекорд по их количеству вряд ли будет когда-либо побит. Исторические здания и памятники, 9-метровая модель эсминца и 3-метровая модель инопланетного корабля — мастерили на совесть.
Смотрится такая картинка куда симпатичнее большинства современных «нарисованных» экшенов (контраст с сиквелом 2016 года просто поражает). Но тщательность создателей не коснулась России: в новостях фигурируют город Петроград и, внимание, Новсийорк — отличное пополнение киноляпов Голливуда про нас.
Пафос зашкаливает, на уровне «Армагеддона» Майкла Бэя. Вплоть до президента США, лично руководящего атакой на пришельцев за штурвалом истребителя. Всю эту плеяду картонных персонажей спасает только харизма Уилла Смита.
Причём его фраза «А что тут так воняет?» была экспромтом. Тело «подбитого пришельца» Уилл тащил по пустыне в районе Большого Солёного озера, где разлагающийся планктон пахнет так, что мало не покажется. Может, конечно, трупы инопланетян пахнут и похуже, но, надеюсь, мы этого никогда не узнаем.
«Марс атакует!» (1996)
Реж. Тим Бертон (12+)
Потрясающе остроумная пародия на весь жанр Бёртона — это капустник, где снялись звёзды первой величины: Джек Николсон, Гленн Клоуз, Пирс Броснан, Сара Джессика Паркер (без туфель и без туловища большую часть фильма!), Дэнни Де Вито и «секс-бомб» мировой эстрады Том Джонс в роли самого себя.
«Прибывшие с миром», ржачные внешне инопланетяне разносят в пух и прах все «центры принятия решений», выставляя армию и правительство идиотами. Единственные, кто может им противостоять, — обычные граждане. Кстати, смешная мелодия, ставшая единственным оружием против злобных пришельцев, от которой у них взрывался мозг, — хит Слима Уитмана Indian Love Call. Рекомендую закачать её на телефон, чтобы обезопасить себя от инопланетян.
«Война миров» (2005)
Реж. Стивен Спилберг (12+)
Первая постановка 1938 года романа писателя-фантаста Герберта Уэллса о вторжении марсиан была радиопередачей. Текст читал однофамилец автора, будущий великий режиссёр Орсон Уэллс. Среди слушателей возникла паника: американцы, незнакомые с географией и творчеством писателя, приняли её за прямой репортаж о реальном нападении инопланетян.
Голливуд занялся этой историей в 1950-х, перенеся действие из Англии XIX века в современную Калифорнию. Наивные спецэффекты и цвет «техниколора» сегодня вызывают смех, но фильм стоит посмотреть хотя бы ради драматической развязки, в которой жители разгромленного марсианами Лос-Анжелеса молятся в церкви о спасении.
Спустя полвека Стивен Спилберг отдал дань уважения старому фильму, взяв на роль родителей исполнителей главных ролей в картине 1953 года. Это было трогательно, но фильм, несмотря на кассовый успех, стал полным провалом для мастера, подарившего нам «Близкие контакты третьей степени» (12+) и «Инопланетянина»(18+).
Сил было потрачено немало: снимали настоящие танки и военную технику, для массовки привлекли Национальную гвардию. Но без ляпов не обошлось: главный герой, почтовый грузчик, носит часы «Омега» и ездит на дорогом авто, а толпа обывателей, под ногами которых рушится асфальт, отказывается убегать. Не меньшими идиотами выглядят военные, идущие в кучную лобовую атаку на пришельцев в окружении мирных жителей.
Удивительно, как «Войне миров» не везёт с экранизациями. В 2005 вышло два забытых фильма, а в 2025 новая попытка с рэпером Айс Кьюбом и Евой Лонгорией получила рекордные 0% на Rotten Tomatoes. Показатель позорный для истории кино.
Чуть симпатичнее английский сериал 2019 года, но там тоже есть смешные моменты. Марсиане прилетают на фоне обострения отношений с Россией, и после первых сообщений о «лучах смерти», выжигающих целые города, министр вопрошает: «А вы уверены, что это не русские?»
Знаете, чего я боюсь больше всего? Что, обидевшись на бездарные экранизации, марсиане наконец решат пожаловать и показать, как всё на самом деле.
И вот это будет полный блокбастер.
Комментарии (4)