Лучшие отечественные фильмы о спорте, часть I
Для съёмок одной из картин в амуницию, клюшки и даже шайбы были вмонтированы микрокамеры GoPro
«Спорт — это и музыка, и хореография, и скульптура, и всё, что хочешь»
Герман Климов, спортсмен, сценарист.
Держава наша — великая спортивная. Но если где-то кипят олимпийские страсти без флагов и гимна России, без дружных криков «Шайбу! Шайбу!», летящих с трибун, то оно нам надо? Но и на исторической «скамейке запасных» можно пожить эмоциями, победами. Для этого достаточно вспомнить и пересмотреть наши лучшие кинокартины о спорте.
Пожалуй, первую советскую заметную картину о спорте создали мой отец — кинорежиссёр Элем Климов — и дядя — Герман Климов, в прошлом известный легкоатлет, член сборной СССР, после окончания спортивной карьеры — сценарист, а в конце 80-х ещё и президент Международной федерации спортивного кино и телевидения.
Тот фильм получился необычным, если не сказать уникальным. Ода спорту, до сих пор не утратившая своей актуальности.
«Спорт, спорт, спорт» (1970), 6+
Реж. — Элем Климов, сценарий — Герман Климов
Картину задумали, как раз когда дядя Герман заканчивал карьеру, в которой он познал не только триумфы, но и неизбежные в спорте неудачи. Ведь именно про него Владимир Высоцкий написал «Песенку про прыгуна в длину» с её рефреном про «Только за черту я заступил». Дядя неоднократно ставил рекорды, но их постоянно отменяли из-за заступа.
И в фильме драмы спортсменов показаны абсолютно нестандартно. Часть в виде документальных историй (например, история прыгуна в высоту Валерия Брумеля, сумевшего после страшной аварии и 30 перенесённых операций благодаря своему мужеству и аппарату Илизарова вернуться на арену и победить). Часть с помощью мистификаций. Таким образом, «Спорт, спорт, спорт» стал одним из первых фильмов, в ставшем модным в дальнейшем жанре мокьюментари — псевдодокументальных фильмов, где байки рассказываются с максимально серьёзным лицом.
За байки в картине отвечал старый массажист дядя Володя в исполнении прекрасного актёра Георгия Светлани, вещавшего своим наивным массажируемым о том, как он тренировал Льва Толстого или присутствовал на кулачном бою купца Калашникова. В этой новелле опричника Кирибеевича сыграл Никита Михалков, а Царицу — моя мама Лариса Шепитько. И никто из зрителей не знал, что в своей юности «дядя Володя» ходил на императорской яхте «Штандарт» и был личным юнгой и товарищем по играм цесаревича Алексея!
А некоторые зрители ломились на фильм вовсе не из любви к спорту. Их привлекла музыка из «Джеймса Бонда», которой сопровождались сцены из жизни «порочного Запада», а также отрывок из концертного выступления «Битлз». Говорят, для советских людей это была первая возможность увидеть битлов на экране! Остальную музыку к фильму написал знаменитый композитор Альфред Шнитке. Под органные раскаты читает свои стихи Белла Ахмадулина: «И умер бы, когда бы не постиг, что суть судьбы есть вечный бег к победе». Потаённые мысли спортсменов озвучивает Зиновий Гердт.
Действительность в фильме тесно переплетается с вымыслом. Поэтому отец честно предупредил зрителей в титрах: к байкам старого массажиста просьба относиться с пониманием. А как обстоят дела с исторической достоверностью в современном российском кино о спорте?
«Легенда № 17» (2013), 6+
Реж. Николай Лебедев
10-е годы XXl века стали периодом расцвета российского спортивного кино. Рекорды ставили не только атлеты на экранах, но и кассовые сборы. Причём особый интерес у зрителя вызвали как динамично и ярко снятые сцены спортивных сражений, так и драмы, о которых советские граждане раньше могли лишь догадываться.
По всему поэтому первым блокбастером стала лента о легендарном советском хоккеисте-«армейце» Валерии Харламове. Мне было всего 8 лет, когда знаменитый спортсмен погиб (похоронен он на Кунцевском кладбище Москвы, буквально в ста метрах от могилы моей мамы. Кстати, за соседней оградкой упокоился другой знаменитый хоккеист и футболист Всеволод Бобров. И каждый раз, навещая маму, мы отдаём дань памяти и этим великим спортсменам). 8 лет, но я до сих пор помню ту ледовую феерию, «лихую музыку атаки», незабываемое раскатистое озеровское «Го-о-ол!» Забыть такое невозможно. Как не забыть и поездку на базу сборной СССР, где тренер Тихонов подарил отцу клюшку с автографами всех звёзд советского хоккея! А ведь в то время таких болевших хоккеем мальчишек, прилипавших к телеэкранам в дни больших хоккейных турниров, в стране насчитывались миллионы! Поэтому успех картине был обеспечен.
Моя мама, режиссёр Лариса Шепитько, снимавшая в 1971-м эпизод хоккейного матча с участием Анатолия Фирсова (сыгравшего самого себя) для фильма «Ты и Я» (12+), конечно, позавидовала бы новым технологиям, применённым в «Легенде № 17», где в некоторых эпизодах работало по десять камер, а в амуницию, клюшки и даже шайбы были вмонтированы микрокамеры GoPro.
Однако зрителей в таких картинах помимо истории спортивной увлекает и история человеческая. Но вот тут у болельщиков со стажем возникли вопросы.
Например, к сцене, в которой игроки сборной СССР смотрят запись матча канадских профессионалов. В качестве хроники создатели картины использовали кадры той самой суперсерии СССР — Канада, на тот момент еще не сыгранной. Практически как в анекдоте про Ленина, выступающего с трибуны Мавзолея.
Первый матч из-за разницы во времени никто не показывал у нас в прямом эфире, а свою культовую фразу «Такой хоккей нам не нужен» Николай Озеров произнёс уже ближе к концу серии, а не во время первого матча. Поменяли и хронологию важнейших событий в жизни самого Харламова — с будущей женой он познакомился только в 1975-м, то есть спустя 3 года после суперсерии, а в первую аварию попал вообще в 1976-м. Но беды тут нет. Просто законы жанра таковы, что драматургию создатели спортивных драм ставят выше исторической достоверности.





