Последнее интервью Анатолия Абдулаева: «С детства мне было радостно жить!»

Сегодня Воронеж прощается с Народным артистом, любимцем воронежской публики Анатолием Абдулаевым. Последний раз «МОЁ!» встречалась с Анатолием Гафаровичем всего 3 месяца назад. Тогда в ноябре артист уже болел, но, как всегда, источал добродушие и жизнерадостность. Его последнее интервью – о любви, о семье, о Воронеже – мы предлагаем вашему вниманию

25.02.2012 12:57
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

29.11.2011

Непосредственный, весёлый, добродушный — таков он, Народный артист России и любимец публики Анатолий Абдулаев. На его счету более 120 театральных ролей и в тысячу раз больше шуток, актёрских баек и забавных историй из жизни.

Лет семь назад в коридорах ТЮЗа я впервые взяла интервью у Народного артиста России Анатолия Абдулаева. В то время я была ещё студенткой и подрабатывала на одном из местных каналов. До сих пор помню, как Анатолий Гафарович неожиданно выскочил из гримёрки — задорный, с улыбкой на лице. Он не прекращал улыбаться и когда говорил на камеру, и когда мы уже свернули аппаратуру. Помню, как он по-отечески заботливо меня обнял, желал успехов, приглашал на спектакли…

«Самый лучший актёр и дедушка»

Общаться с этим человеком удивительно легко, кажется, он обладает какой-то особенной магией. В последнее время Анатолий Гафарович часто болеет, но вы думаете, это его подкосило? Нисколько! Он готов шутить, заряжать радостью всех вокруг, что бы с ним ни происходило.

— Мне с детства было радостно жить, — улыбается 66-летний актёр. — В моём родном Ярославле было принято любой праздник отмечать всем двором. Накрывали огромный стол, покупали дешёвое вино — жили-то бедно. Взрослые доставали музыкальные инструменты, пели песни, и мы, детвора, рядышком болтались. А на Новый год соседи приглашали всех детей со двора к себе на ёлку. Сегодня, скажем, праздник дома у Риты со второго этажа, завтра — у Коли с третьего. И в каждой семье мы получали подарки. Здорово было. Сейчас такого нет…

Традицию отмечать праздники большими дружными компаниями Анатолий Абдулаев перенёс и в свою собственную семью. Их с Ниной дочь Катя живёт в Питере, работает гидом-переводчиком. Её муж — известный художник Александр Бартов. Близится Новый год, а это значит, что дочка Катя с мужем и детьми Катюшкой и Петрушкой приедут из Питера. И будет живая ёлка, большой стол.

— Еда в нашей семье — это культ, — говорит супруга Анатолия Гафаровича Нина Самарина. — Я всю жизнь терпеть не могла готовить, но при этом никто из моей семьи никогда не ел по общепитам. У нас так заведено: обязательно должны быть салаты разные, мясо, выпечка. И дочь моя Катя такая же, у неё еда на первом месте.

От Абдулаевых и вправду трудно уйти голодным. В этом я убедилась, когда на прошлой неделе оказалась в их уютной квартире на Среднемосковской. «Нинчик, ты нас чайком попоишь? А мы побеседуем», — попросил Анатолий Гафарович. А пока чайник разогревался, успел похвалиться подарком от 14-летней внучки Кати.

— Я Катюню зову предметом своей гордости, — говорит Абдулаев. — Посмотри, как она мне футболку разрисовала!

Читаю надпись на белой майке: «Это самый лучший актёр и самый любимый дедушка в мире».

— А вы с женой хорошие дедушка с бабушкой?

— Мы считаем, что да! Мы своих внуков очень любим, — говорит Нина Самарина, расставляя чашки с чаем, бутерброды и сладости. — Катя у нас с самого рождения каждое лето гостила, а с трёх лет мы её с собой по санаториям возили. Она у нас ходит на дизайнерские курсы, языки учит, отличница. Петька ещё маленький, но очень интересный парень, с сильным характером. Жаль только, что живут они от нас далеко.

«Уехать в Москву — значит потерять семью»

Открываем альбом с фотографиями. Его Анатолий Гафарович сделал своими руками — бережно разложил фотографии по темам: своя родня, родня жены, свадьбы друзей, студенческие годы, работа в театрах…

— Ты смотри, какой я в молодости был худой — глиста в обмороке! Глянь, кости торчат, — смеётся Анатолий Гафарович. — А вот моя бабушка, а это бабушкина семья, откуда дед её упёр. Вот сам дед. А это мой школьный друг.

Он в Черкассах живёт. Мы с ним до сих пор переписываемся — не по Интернету, натурально письма пишем друг другу!

Отец Анатолия Абдулаева был военным, поэтому семье пришлось пожить и в Вильнюсе, и в Средней Азии. Мама — инженер. Так что Анатолий Гафарович — первый и пока единственный актёр в семье.

— И кто ж надоумил идти в артисты?

— Классический случай! Был у меня дружок, сын работника театра, который предложил мне поступить в ярославское театральное училище. Так вот он не поступил, а я прошёл. Учился я у Фирса Ефимовича Шишигина. Вот его портрет, посмотри. Да, сейчас лица совсем другие. Недоумевающие, малообразованные. Получили дипломы и больше не стремятся никуда, потому что равняться не на кого. А мне в этом плане везло. Что в Ярославле, что в Воронеже меня окружали такие люди, что хочешь не хочешь — будешь тянуться.

В Воронеже Анатолий Абдулаев оказался в 1966 году — приехал по направлению работать в ТЮЗ. Дали подъёмные и на него, и на супругу, выделили комнатку в гостинице для циркачей в Берёзовой Роще. Там Абдулаев с женой прожили пять лет, затем, когда дочка наметилась, переехали в двушку в Юго-Западном, потом жили в доме, где располагался магазин «Электроника», а оттуда перебрались на Среднемосковскую. Изначально наши герои ехали в Воронеж на три года и в то время никогда бы не подумали, что останутся здесь навсегда.

— Очень долго привыкали к Воронежу, — говорит Анатолий Абдулаев. — Сам по себе город не хуже, чем Ярославль. Но народ здесь другой, жлобее. Я, например, долго привыкал к тому, что у вас в трамваях орут.

— А не было соблазна переехать в Москву?

— Были приглашения и в Москву, и в Питер. Но я не поехал, смысла нет. Мы жили от зарплаты до зарплаты, у нас не было возможности снимать квартиру, не говоря уже о том, чтобы свою купить. А если ехать одному — это значит терять семью. Ты же не проживёшь без женщины два, три года, люди-то молодые…

В 1993 году в Воронеже открылся Камерный театр, а в 94-м его художественный руководитель Михаил Бычков пригласил туда Абдулаева. Анатолий Гафарович согласился с большой радостью. На тот момент в труппе было всего четыре актёра, остальные приглашённые, в том числе и Анатолий Абдулаев. Актёр говорит, что именно у Бычкова он сыграл свои лучшие роли: Сторожа в «Стороже», князя К. в «Дядюшкином сне», Захара в «Облом OFF».

— Из моих 120 ролей только 20 по-настоящему стоящие, остальные проходные, — признаётся Абдулаев. — Для меня роль хорошая, если в ней ты можешь быть поставлен в любые обстоятельства, но при этом будешь действовать от имени своего персонажа. Когда ты — это он. Но это бывает редко.

И смех, и грех

Вся жизнь Анатолия Абдулаева — это, по его словам, сплошной прикол. Сколько себя помнит — столько разыгрывал друзей, родных. Но больше всего доставалось коллегам по цеху. Они научились на его шутки не обижаться.

— Очень любил Надю Бапаркину разыгрывать, потому что уж больно смешно она колется на сцене, — говорит Анатолий Гафарович. — Как-то с одним актёром мы вылепили из гуммоза (мастика типа пластилина, из которой актёрам делают носы, бородавки и т. д.) мужской фаллос. Засунули его в сундук. Во время спектакля «Конёк-Горбунок» на сцене ТЮЗа Надюша (она играла Царь-девицу) спрашивает у Ивана-дурака: «Что кольцо?» А он ей отвечает: «Доставил в срок, загляни-ка в сундучок». Тут Надя открывает крышку и как заорёт: «А-а-а!» Зритель, надо сказать, ничего не понял. Зато всё понял главный режиссёр Владимир Бугров. Отлавливает нас с дружком в коридоре и спрашивает: «Что вы ей такое подсунули?» А мы к тому времени этот фаллос вытащили из сундука и смяли в комок. «Вот, — говорим, — гуммоз». Он только рукой махнул: «Вот дура Надюха!»

Однажды во время гастролей в Севастополе Анатолий Абдулаев разыграл своего коллегу, с которым жил в одной комнате. У него жена была беременная, и вот приходит телеграмма, что она родила двойню. Абдулаев пошёл на главпочтамт, уговорил сотрудницу поучаствовать в розыгрыше и переправить в телеграмме двойню на тройню.

— Когда отцу вручили телеграмму, он зарыдал, — смеётся Анатолий Абдулаев. — Женщины-актрисы тут же заверещали: «Ой, как хорошо, что тройня, квартиру сразу дадут, коляску большую», а он рыдал… Когда стало понятно, что это розыгрыш, мы вместе от души посмеялись. А потом весь вечер отмечали эту новость у фонтана. Там многие и полегли.

«А без любви как прожить?»

— Смотри-ка, слон и моська, — указывает Анатолий Гафарович на снимок, на котором мужчина-великан стоит в обнимку с Абдулаевым. — Знаешь, кто это? Директор Ваганьковского кладбища. Юра, Юра… Не помню его фамилию. Это мы вместе в Ялте отдыхали. Там есть местечко одно классное — Мисхор. Теперь туда моя дочка с семьёй и Камилёк (Камиль Тукаев, актёр Камерного театра. — «Ё!») ездят отдыхать. Они благодарны, что я им такое место открыл. Я думаю, что мы по отношению к Украине не очень хорошо себя ведём. У нас вообще очень гнусная политика. Почему нашу страну так не любят? Да потому что мы безобразнейшим образом врём всем подряд. Одно дело, когда наши политиканы врут нам, простым людям. Мы умылись и всё проглотили. А чужие прощать не станут…

В это время к нашему разговору вновь присоединилась Нинчик. С женой Анатолий Гафарович познакомился в Ярославле на вечере в мединституте. Прогуляли до двух часов ночи, через год расписались. Событие отметили дома с близкими родственниками, а затем укатили в Севастополь в свадебное путешествие. Недавно супруги отметили 45-летие совместной жизни. Бывало, и ссорились, и даже разводиться собирались, а всё равно друг от дружки никуда не делись.

— Так в чём секрет вашего семейного счастья?

— Как Толя говорит — терпёж! Семья — это дом терпимости, — улыбается Нина Самарина. — Ну и в любви, конечно, главный секрет. Я обалдеваю с девок, которые выходят замуж без любви. Когда человека любишь — ему всё прощаешь. А без любви как прожить?
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».