В репьёвском музее стоят фигуры с лицами местных жителей

Моделью для одной из гипсовых женщин стал молодой человек

21.06.2012 13:11
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Чтобы удостоиться памятника, да ещё и прижизненного, человеку надо совершить что-то  грандиозное. Но оказывается, не всегда. В селе Репьёвка не живут нобелевские лауреаты или  вершители судеб мира. Тем не менее в местном краеведческом музее выставлено 16 фигур, каждая – с гипсовым лицом и руками одного из селян. А особо «везучие» могу похвастаться даже несколькими  «памятниками»! Придав человеческим статуям знакомые черты, художник Игорь Горяинов, оживил экспозицию.

Как обычно поступают в музеях с разными палками-копалками, глиняными горшками, прялками и прочей стариной? Правильно, раскладывают по полочкам в стеклянных шкафчиках и приклеивают на них бумажки с сухим текстом типа: «Ухват для печи, XVIII век, Воронежская губерния».

Игорю Горяинову, который в конце 90-х был старшим художником художественной  мастерской, это показалось скучным. Он придумал объединить экспонаты в композиции: уголок русской избы, армейский блиндаж, сельский двор. Но без людей это  смотрелось бы пусто. Тогда Игорь Николаевич решил сделать эдакий «музей мадам Тюссо по-репьёвски» – изготовить фигуры людей с лицами и руками  односельчан.

…Русская изба позапрошлого века. Глава семьи плетёт корзинку, баба возится в печи, по полу бегает кошка, а за окошком голубеет небо.

– Это Наталья Петренко, тоже художница, она работала  со мной, а рядом – мой брат Александр, его уже нет в живых, – знакомит нас создатель музея с обитателями избы. – Кстати, хоть они и не были женаты, я их не зря объединил – у них есть сын, с него  лепили пионера в соседнем зале… И ещё пионерку. Кошка, между прочим, тоже когда-то бегала по селу. Но была очень шкодливая. И хозяин-первый директор музея Пётр Алексеевич Данилов, так сказать, принёс её в жертву искусству – в ту пору у нас работал отличный таксидермист, сделавший чучело.

Не все жители Репьёвки соглашались участвовать в смелом эксперименте Игоря Горяинова и ложиться под гипс, поэтому в основном, «моделями» стали его друзья, творческие люди. Перед тем как наложить на лицо гипс, их лица обильно смазывали вазелином, вставляли в ноздри две трубочки, чтобы не принести человека в жертву искусству. Через 10-15 минут снимали  маску. Потом в эту матрицу заливался ещё гипс. После отвердения матрица отделялась от уже гипсового лица. Внутреннюю часть лица прикрепляли к надутому целлофановому пакету или обычному шарику – получалась голова. Затем гипсом наращивали темя, виски, затылок, создавали шею, всё это раскрашивали, а  сверху надевали парик.  Подобную же операцию проводили с руками.  Глаза у всех персонажей музея как живые: их изготовили из автомобильных лампочек, заранее отколов сферическую её часть и нарисовав на внутренней поверхности хрусталик и зрачок. Тела делали так же тщательно – под костюмами у экспонатов музея некое подобие скелетов из реек, проволоки и других материалов.. Правда, дамы все с формами – для этого художницы, участвовавшие вместе с Игорем Горяиновым в создании музея, пожертвовали не один бюстгальтер.

– А одна наша дама на самом деле юноша, – заговорщицки подмигивает Игорь Горяинов, ведя нас в соседний зал, где селяне гуляют во дворе с песнями и танцами. – У нас было много женских старинных костюмов, а моделей как-то не набиралось! А в то время в селе жил парень, с такими мягкими чертами лица – из него получилась красивая девушка. Он, помню, пришёл, посмотрел, посмеялся…

Мужчин, подаривших музею свои лица и руки сейчас вообще сложно найти – кто уехал, кто умер, кто болеет. А женщины наотрез отказываются позировать рядом со своими «памятниками», за исключением разве что художницы Татьяны Швецовой.

– Таня практически не изменилась с тех пор, а вот другие, выглядят … как бы это сказать... по-другому. Потому и стесняются вставать рядом со своими двойниками, которые на 15 лет моложе, – делится догадками художник.

Удивительно, но лица самого Горяинова в музее не найдёшь – Игорь Николаевич объясняет, что с его усатой-бородатой физиономии маску не снимешь, а сбривать растительность даже ради творчества он не готов.

Откуда о селе Репьёвка узнали в Англии, что такое «копоушка» и какой рисунок Игоря Горяинова неожиданно для него оказался политически оппозиционным – читайте в свежем номере «МОЁ!», который поступил в продажу 19 июня.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.