В репьёвском музее стоят фигуры с лицами местных жителей
Моделью для одной из гипсовых женщин стал молодой человек
Чтобы удостоиться памятника, да ещё и прижизненного, человеку надо совершить
что-то грандиозное. Но оказывается, не всегда. В селе Репьёвка не живут
нобелевские лауреаты или вершители судеб мира. Тем не менее в местном
краеведческом музее выставлено 16 фигур, каждая – с гипсовым лицом и руками
одного из селян. А особо «везучие» могу похвастаться даже несколькими
«памятниками»! Придав человеческим статуям знакомые черты, художник Игорь
Горяинов, оживил экспозицию.
Как обычно поступают в музеях с разными
палками-копалками, глиняными горшками, прялками и прочей стариной? Правильно,
раскладывают по полочкам в стеклянных шкафчиках и приклеивают на них бумажки с
сухим текстом типа: «Ухват для печи, XVIII век, Воронежская
губерния».
Игорю Горяинову, который в конце 90-х был старшим художником
художественной мастерской, это показалось скучным. Он придумал объединить
экспонаты в композиции: уголок русской избы, армейский блиндаж, сельский двор.
Но без людей это смотрелось бы пусто. Тогда Игорь Николаевич решил сделать
эдакий «музей мадам Тюссо по-репьёвски» – изготовить фигуры людей с лицами и
руками односельчан.
…Русская изба позапрошлого века. Глава семьи
плетёт корзинку, баба возится в печи, по полу бегает кошка, а за окошком
голубеет небо.
– Это Наталья Петренко, тоже художница, она работала
со мной, а рядом – мой брат Александр, его уже нет в живых, – знакомит нас
создатель музея с обитателями избы. – Кстати, хоть они и не были женаты, я их не
зря объединил – у них есть сын, с него лепили пионера в соседнем зале… И
ещё пионерку. Кошка, между прочим, тоже когда-то бегала по селу. Но была очень
шкодливая. И хозяин-первый директор музея Пётр Алексеевич Данилов, так сказать,
принёс её в жертву искусству – в ту пору у нас работал отличный таксидермист,
сделавший чучело.
Не все жители Репьёвки соглашались участвовать в смелом
эксперименте Игоря Горяинова и ложиться под гипс, поэтому в основном, «моделями»
стали его друзья, творческие люди. Перед тем как наложить на лицо гипс, их лица
обильно смазывали вазелином, вставляли в ноздри две трубочки, чтобы не принести
человека в жертву искусству. Через 10-15 минут снимали маску. Потом в эту
матрицу заливался ещё гипс. После отвердения матрица отделялась от уже гипсового
лица. Внутреннюю часть лица прикрепляли к надутому целлофановому пакету или
обычному шарику – получалась голова. Затем гипсом наращивали темя, виски,
затылок, создавали шею, всё это раскрашивали, а сверху надевали
парик. Подобную же операцию проводили с руками. Глаза у всех
персонажей музея как живые: их изготовили из автомобильных лампочек, заранее
отколов сферическую её часть и нарисовав на внутренней поверхности хрусталик и
зрачок. Тела делали так же тщательно – под костюмами у экспонатов музея некое
подобие скелетов из реек, проволоки и других материалов.. Правда, дамы все с
формами – для этого художницы, участвовавшие вместе с Игорем Горяиновым в
создании музея, пожертвовали не один бюстгальтер.
– А одна наша дама на
самом деле юноша, – заговорщицки подмигивает Игорь Горяинов, ведя нас в соседний
зал, где селяне гуляют во дворе с песнями и танцами. – У нас было много женских
старинных костюмов, а моделей как-то не набиралось! А в то время в селе жил
парень, с такими мягкими чертами лица – из него получилась красивая девушка. Он,
помню, пришёл, посмотрел, посмеялся…
Мужчин, подаривших музею свои лица и
руки сейчас вообще сложно найти – кто уехал, кто умер, кто болеет. А женщины
наотрез отказываются позировать рядом со своими «памятниками», за исключением
разве что художницы Татьяны Швецовой.
– Таня практически не изменилась с
тех пор, а вот другие, выглядят … как бы это сказать... по-другому. Потому и
стесняются вставать рядом со своими двойниками, которые на 15 лет моложе, –
делится догадками художник.
Удивительно, но лица самого Горяинова в музее
не найдёшь – Игорь Николаевич объясняет, что с его усатой-бородатой физиономии
маску не снимешь, а сбривать растительность даже ради творчества он не
готов.
Откуда о селе Репьёвка узнали в Англии, что такое «копоушка» и
какой рисунок Игоря Горяинова неожиданно для него оказался политически
оппозиционным – читайте в свежем номере «МОЁ!», который поступил в продажу 19
июня.
Читать все комментарии