Воронежцы оказались единственными, кто не выдержал откровенных сцен в спектакле эстонского театра

Некоторые зрители постановки «Педагогическая поэма» смутились при виде обнаженного мужчины на сцене и нецензурной лексики и ушли, не дожидаясь антракта

05.06.2013 11:22
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Знаменитую фразу Шекспира «Весь мир театр, а люди в нём актёры» артисты эстонского театра NO99 в спектакле «Педагогическая поэма» перевернули с ног на голову. Зарубежный спектакль по мотивам произведений К. Станиславского и педагога А. Макаренко в постановке Тийта Оясоо и Эне-Лийз Семпер прошёл вчера, 4 июня, в рамках Платоновского фестиваля в Воронежском концертном зале.

Спектакль, в котором играют студенты, а не корифеи сцены, получился очень неоднозначным. Даже сами декорации при первом взгляде на них вызвали удивление — билетерши на входе приглашали зрителей проходить прямо на сцену к актёрам. Там свой мини -театр соорудили эстонцы, разместив небольшую деревянную площадку для выступлений, напротив которой расположили пластиковые стулья для зрителей, а посередине стоял гроб.

Если Чехов писал, что ружьё обязательно выстрелит, то в «Педагогической поэме» неспроста оказался гроб посреди пустой сцены. На площадке появляются несколько молодых ребят, весёлый разговор которых прерывает кашель, раздающийся из гроба. Под крышкой оказалась преподавательница, требующая вместо воды срочно закурить. И начинается необычный урок. Зрители, как будто попадают в актёрский класс, где начинающих артистов учат изображать различные эмоции. От того, что молодые актеры играют самих себя, создаётся необычный эффект. Преподавательница приказывает ребятам мыть полы, а между делом заставляет разыгрывать сценки.

Внезапно учительница оставляет актёров одних, заигравшихся в салочки. Молодые люди пытаются наладить между собой отношения. Целуются, ругаются, дерутся, произносят эмоциональные монологи и продолжают играть. А один парень в порыве эмоций стянул с себя штаны.

Данная сцена вызвала настоящий шок среди присутствовавших в зале зрителей. Видимо, столь откровенная сцена стала последней каплей в терпении отдельных зрителей, и без того не совсем понимавших, что хотят своим спектаклем донести артисты.

Больше всех возмутился один мужчина. Зритель вскочил со своего кресла, подошёл к краю актёрской сцены и решил высказать свое мнение об увиденном, не дожидаясь антракта:

— Вы, эстонцы, не уважаете русских, матом ругаетесь, девушек бьёте, голые расхаживаете. И я ещё за это деньги свои отдал, — мужчина возмущённо разорвал свой билет и бросил в актёров.

Поначалу артисты решили не обращать на зрителя внимания. Но мужчина не унимался. Директору Платоновского фестиваля Михаилу Бычкову даже пришлось указать ему на дверь. К слову сказать, примеру недовольного зрителя последовало ещё человек десять, которые вышли из зала. Другие зрители подбадривали актёров аплодисментами, и те продолжили спектакль, будто ничего не случилось. Но из-за возникшей заминки эстонские актеры повторили еще раз откровенную сцену.

Отметим, что после нее подобных ситуаций не было. Зато на смену сценам пришли откровенные монологи: «Чем мне заниматься до конца жизни?», «Как просыпаться счастливо? Всё я буду вставать рано-рано, варить кашу, растягиваться, а рядом со мной будет просыпаться странный мальчик, потому что я странная девочка?».

Всё происходящее в первом акте сами молодые люди называют попыткой стать счастливыми: «Я завернулся в кокон из мифа о «счастье», но скоро стану бабочкой». Но в этом постмодернистском спектакле игра продолжается. Её продолжают уже без преподавателя. Девушки просят друг друга изобразить разные эмоции.

— Пугайся, смейся. Удивляйся, а сейчас удивляйся, будто миллион долларов выиграла. Отец зашёл в комнату и увидел тебя голой, твой младший брат сломал компьютер…

Так и в жизни мы часто живём не своими настоящими эмоциями, а реакциями, которых от нас жду зрители. Но тут играющие девушки друг у друга затрагивают что-то глубоко личное. Как следует из отзывов критиков, создатели спектакля ставили перед собой сложные цели: показать переплетение отношений отдельной личности и общества, задаться вопросом моральном воспитание человека.

И после фразы «У тебя звонит телефон. Это из больницы твоя бабушка. У неё третья стадия рака» как-то уже не получается петь весёлую песню и танцевать. Среди всего наносного, бесконечной игры с самим собой, эстонские актёры снимают всё ненастоящее, обнажая личные глубокие переживания, и показывая, что страшно остаться без близкого человека, а не повеситься из-за толстых ляжек.

Сегодня эстонские актеры покажут свой спектакль во второй раз. Остается надеяться, что постановка пройдет без скандала, и, возможно, сегодняшние зрители смогут понять, что хотели сказать в своем спектакле его постановщики Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо. Отметим, что по словам артистов из Эстонии, такой реакции на увиденное не было больше нигде, кроме как в Воронеже.

Делитесь своими впечатлениями о фестивале через Instagram и Twitter, используя хэштег #platonovfest
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.