В Воронеже впервые станцевали произведения Платонова

В театре оперы и балета зрители увидели результат полугодовой работы хореографов с воронежской труппой

09.06.2013 18:36
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

4280
  

8 июня в театре оперы и балета был настоящий аншлаг: публике наконец-то представили балетный спектакль, поставленный по произведениям Андрея Платонова, который готовили специально для третьего Платоновского фестиваля. Сама постановка, представленная как творческая мастерская мэтра Владимира Васильева, состояла из семи различных танцевальных миниатюр, созданных по мотивам произведений Андрея Платонова.

До этого на воронежской сцене появлялись лишь драматические спектакли, поставленные по произведениям нашего знаменитого земляка. Однако хореографы и создатели проекта доказали: Платонова можно танцевать.

В проекте приняли участие семь хореографов: Дмитрий Залесский, Елена Богданович, Арина Панфилова, Юрий Смекалов, Вера Арбузова, Александр Могилев и Раду Поклитару. На протяжении полугода каждый из них приезжал в воронежский театр и работал с танцовщиками над своей миниатюрой. У каждого из них было такое количество идей, что порой было сложно уложиться во временные рамки. Даже в день премьеры, по признанию самого Владимира Васильева, хореографы продолжали вносить коррективы в свои миниатюры.

Работа, которая велась при подготовке к этому спектаклю, была уникальной как для самого музыкального театра, так и для артистов балета. Несмотря на то что в репертуаре театра шли и идут постановки в рамках современной хореографии («Ангелы смерти», «Есенин и Дункан»), происходящее вчера на сцене стало качественно новым этапом для воронежских танцовщиков.

Воронежская публика в этом театре до этого не видела декораций, которые трансформировались во что-то новое с каждым новым жизненным этапом героев, и летающих в веревочной петле балерин и танцовщиков, и инвалидных колясок на сцене, и танцев в сельском клубе под музыку из кинофильма «Амели», и людей в белых (почти смирительных) рубашках, забирающихся под музыку Шопена по лестницам, ведущим куда-то ввысь.

В роли ведущего вечера выступил сам балетмейстер Владимир Васильев: он цитировал отрывки из произведений Платонова, дополняя ими каждую миниатюру.
Хореографы в этом проекте пытались показать своё «прочтение» этого автора.

Так, Александр Могилев решил не ставить массовый танец для миниатюры. Его Платонова воронежские зрители увидели в дуэте. Темой и вдохновением для миниатюры хореографа послужил рассказ Андрея Платонова «Неодушевленный враг», написанный в 1943 году.

— Для того чтобы найти основу для миниатюры, я перечитал немало произведений Платонова и понял, что все они удивительно актуальны, — считает Александр. — В рассказе «Неодушевленный враг» писатель рассуждает о сущности войны, ее бессмысленности — когда оказывается, что враг находится не снаружи, а внутри нас.

К мини-балету Юрия Смекалова «Джан» специально написал музыку питерский композитор Александр Маев.
 
— Важнее всего для меня, чтобы артист чувствовал дыхание музыки, чувствовал заключенную в ней любовь и трагедию — и пытался понять и принять новое, — поясняет Смекалов. — Мне кажется, воронежским артистам это удается.


О любви в произведениях Платонова рассказала в своей миниатюре «Хранители» Елена Богданович.

— Хранители — это те, кто нас очень любит. Мы ощущаем их, как высшие силы, как связь с давно ушедшими близкими, — поясняет Елена. — Андрей Платонов — хранитель своих любящих и любимых героев. Он пишет об этих наивных, трепетных и ошеломляюще преданных людях так, что эти слова можно вдыхать. Он распахнул окно в Мир, в котором каждый из нас может быть Счастлив...

Дмитрий Залесский же считает, что творчество писателя располагает к театральной хореографии.

— На мой взгляд, Андрей Платонов — драматургичный автор, его недостаточно просто станцевать, — считает Дмитрий. — Творчество писателя располагает к театральной хореографии, поэтому в постановке не обойтись без предметов и деталей, которые являются приметами платоновского времени. В своей миниатюре я хотел показать его идею вечного движения, вечной работы и суетности жизни — когда человек перестает мечтать и думать о душе.

Арина Панфилова рассказала, что в центре ее хореографического исследования — обреченность и попытка взлета в творчестве Андрея Платонова.

— На мой взгляд, произведения Платонова — крайне мужские. Он помогает посмотреть на мир глазами мужчины, и это очень ценный опыт, — считает хореограф. — Платонов — болезненный автор, впечатление от его текстов, даже небольших по объему, сохраняется у меня надолго. Несмотря на это, в своей миниатюре через черную жизненную трагедию, в центре которой оказывается ребенок, я пытаюсь вывести зрителя к свету, показать попытку и возможность взлета. Конечно, далеко не всегда можно передать сюжет пластическими средствами, дословно, но внутреннее ощущение — да.

На спектакле Владимир Васильев отметил, что решение о том, войдет ли этот спектакль в репертуар театра, зависит от приема публики. Но в любом случае, этот проект стал качественно новым этапом в творческой жизни воронежского балета. Этот проект должен стать толчком к развитию в новом направлении в танце, когда хореография становится не просто набором движений, а внутренним осмыслением происходящего.

Завершился же вчерашний вечер всеобщими танцами под русскую народную песню в исполнении Воронежского народного хора. В пляс пустились все семь хореографов и даже недавно назначенный новый балетмейстер театра Андрей Меланьин. Не смог устоять и сам мэтр Владимир Васильев, подарив воронежским зрителям возможность еще раз увидеть его в танце.