В Воронеже актёры «Современника» рассказали, почему, посмотрев «Мёртвые души», Галина Волчек выпила водки
Спектакль, который покорил художественного руководителя столичного театра, артисты подготовили самостоятельно за три месяца
Не так-то просто школьников заставить прочитать многостраничную поэму Николая
Гоголя «Мёртвые души». После спектакля московского театра «Современник» по этому
произведению о похождения Чичикова, возможно, захотят перечитать и многие
взрослые. Постановку, которая идёт на сцене столичного театра вот уже 13 лет, 28
сентября показали в Воронежском концертном зале.
Театр «Современник» в
Воронеж с гастролями приехал впервые. Видимо, поэтому на спектакле был аншлаг,
хотя обычно популярностью у горожан пользуются антрепризы, в которых главные
роли исполняют узнаваемые артисты. В «Мёртвых душах» не было медийных персон, но
некоторых актёров зрители могли запомнить по их работам в кино. Например, Илья
Древнов, перевоплотившийся в Чичикова, «засветился» в «Ворошиловском стрелке»,
сериале «Московские окна», комедии «О любви и прочих
неприятностях».
Премьера «Мёртвых душ» состоялась в 2000 году, и до сих
пор спектакль пользуется популярностью у зрителей. На сегодняшний момент пять
актёров, задействованных в постановке, сыграли этот спектакль больше ста раз. А
начиналось всё на пятом этаже в репетиционном зале «Современника». Тогда, ещё
никому неизвестный, 24-летний актёр Дмитрий Жамойда решил замахнуться на поэму
Гоголя. Он собрал друзей артистов и предложил сделать своих «Мёртвых
душ».
— Репетировали в своё свободное время, вечерами, ночами, —
рассказала на творческой встрече с артистами из «Мёртвых душ» актриса Татьяна
Корецкая. — Нас никто не заставлял делать спектакль, всё шло по велению сердца.
И «Мёртвых душ» мы сделали за три месяца.
Актёры никому не рассказывали о
готовящейся постановке, потому что даже не представляли, что у них получится.
Они самостоятельно придумывали мизансцены, какие-то интересные ходы. Когда же
постановка была готова, на показ Жамойда позвал всех желающих и худрука Галину
Волчек. После премьеры Галина Борисовна спектакль отметила во всех смыслах
слова, хотя Волчек, по заверению Татьяны Корецкой, к алкоголю особых пристрастий
не имеет.
— На радостях она позволила себе выпить рюмку водки, —
рассказал актёр Кирилл Мажаров.
Галина Борисовна пришла в восторг от
постановки, расцеловала актёров, а Дмитрию Жамойде предложила поставить «Мёртвые
души» на сцене «Современника», заявив, что готова с ним
рисковать.
Кстати, всех помещиков в пьесе за исключением Коробочки сыграл
Кирилл Мажаров. Вот она мистификация в смене одной маски на
другую.
Жамойда все лирические гоголевские отступления обошёл стороной,
оставив размышления о русской душе под самый финал. Из-за отсутствия рефлексии
спектакль получился удалой, больше напоминающий комедию с колоритными
персонажами. В конце Чичиков заходит в гости к Плюшкину, чьё жилище похоже на
обитель колдуна. Получив даром аж 150 душ, Павел Иванович думал, что и будет
сейчас таков. Но не пускает его Плюшкин: «Что же вы только пришли, да уже
уходить, это только хату студить». Каким-то монотонным замогильным голосом все
действующие лица на сцене просят Чичикова: «Оставайтесь, оставайтесь». И вот он
гоголевский мороз по коже. Чичиков вдруг стал понимать, что и сам превращается в
Плюшкина, не зря у того и чемоданчик такой же. Скорее, скорее выкинуть все
купчие на мёртвых душ и бежать из мира Собакевичей, Ноздрёвых, Коробочек. И вот
стоит Чичиков с пустым чемоданом и перекошенным от ужаса лицом и не может
двинуться с места.
То ли зрители задумались о дальнейшей судьбе Чичикова,
то ли не усмотрели чего-то из ряда вон, но с мест, чтобы аплодировать стоя, не
вскакивали. Тем не менее на поклон аплодисментами актёров вызывали четыре
раза.
Читать все комментарии