Именитый дрессировщик привёз в Воронеж 14 суматранских тигров и японских шпицев
Укротитель Николай Павленко рассказал корреспондентам "Ё!", как ему удаётся справляться с хищниками всего лишь при помощи дирижёрской палочки
Как известно, самые эффектные цирковые номера — это всегда выступления с хищниками. 26 июля на гастроли в Воронежский цирк привезли единственный в мире номер, где на арене дрессировщик работает одновременно с 14 тиграми. В программе «Королевские тигры Суматры» помимо выступления хищников для зрителей приготовлены и другие сюрпризы: лазерное шоу, номера клоунов и гимнастов, а ещё на манеж выйдут лошади и японские шпицы.
Николай Павленко — лауреат Госпремии России, обладатель престижного «Золотого Клоуна» в Монте-Карло — работает с тиграми на протяжении 30 лет. Сейчас Николаю Карповичу 70 лет, и он считается одним из опытных укротителей. А начинал Николай Павленко работать со слонами, были в его карьере и номера с пантерами, волками, медведями. Однако он решил остановиться на суматранских тиграх. Причём в отличие от амурских суматранские хищники хоть и меньше в размерах, зато считаются одними из самых агрессивных. Секрет, по словам Николая Карповича, в том, чтобы не бояться и быть на равных со зверем, ведь тигры за версту чуют страх.
— Ни у кого из дрессировщиков за последние 100 лет ничего нового не делалось, — считает Николай Павленко. — Дрессура родилась в 1890 году с изобретением круглой клетки, опоясывающей манеж. И до 30-х годов прошлого века люди узнали всё о возможностях каждого вида животного. Не будет тигр стоять на передних лапах или на голове, это может сделать медведь или слон. У каждой биологической особи есть свои физиологические возможности. И я не хочу издеваться над животными, учить их тому, чему научить невозможно.
Дрессировщик готовит номера с учётом характера каждого хищника. 14 огромных тигров на манеже слушаются Николая Карповича, как будто он их давний друг. Хотя дрессировщик говорит, что нельзя гладить тигров, ведь они всегда остаются хищниками. А если зверь станет ручным, то его свои же сородичи не будут уважать. Поэтому Николай Карпович только выкармливает маленьких тигрят из бутылочки, а когда они подрастают, начинает дрессировать.
— Я никогда не использовал в работе ни шамберьера (длинный хлыст на гибкой рукоятке — «Ё!»), ни рогатины, — говорит Николай Карпович. — Не люблю звука хлыстов, он меня раздражает. Я выхожу на манеж в смокинге, с бабочкой. У меня интеллигентная подача, в которую шамберьер не вписывается.
Николай Павленко говорит, что с тиграми можно репетировать всего раз в неделю. Хищники не успевают за длительные перерывы забыть программу. А вот другой номер — с маленькими белоснежными японскими шпицами — требует не меньшей отдачи от дрессировщика, чем работа с тиграми. Шпицев вообще крайне редко можно увидеть на арене цирка из-за вредного характера. И кстати, именно Николай Павленко в середине 90-х первым в России стал делать номера с этими собачками.
По словам Николая Павленко, с японскими шпицами работать даже сложнее, чем с тиграми. Если поведение крупного хищника ещё можно предугадать, то маленькие собачки хитрые и любят халтурить, поэтому Николай Карлович тренирует их каждый день.
Читать все комментарии