В Воронеже работает выставка одного из самых загадочных художников Павла Филонова
На Платоновский фестиваль из Русского музея привезли 43 картины мастера
Выставочная программа Платоновского фестиваля начала свою работу 3 июня с выставки «Павел Филонов. Рабочий Изо». Посмотреть экспозицию можно в музее им. И.Н. Крамского до 5 июля.
На открытии выставки работ известного художника-авангардиста Павла Филонова было не протолкнуться. Что, впрочем, неудивительно, ведь в Воронеж впервые привезли 43 работы (15 живописных картин и 28 графических работ) великого живописца. Картины предоставил Русский музей, который находится в Петербурге. Именно в этом музее хранится самая большая коллекция работ Филонова. Как рассказала заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева, крупные выставки Филонова проходили лишь в Москве и на Урале.
— Дело в том, что, во-первых, ни один музей не просил нас о выставке, потому что Филонов — трудный художник, нужна работа со зрителем, — пояснила Наталья Козырева. — Во-вторых, это недешёвое удовольствие из-за страховки картин. Если бы не Платоновский фестиваль, то было бы не так легко получить такую выставку.
Филонов, хорошо знакомый и поначалу близкий с гениями авангарда — Маяковским и Хлебниковым, в своем творчестве вышел за границы этого направления. Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом. Он считал, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений, которые не различает «видящий глаз», но может постичь «знающий глаз», с его интуицией и опытом. Павел Филонов трудился по 18 часов в сутки, говорил, что художник должен быть «рабочим Изо». Именно это определение стало названием выставки.
— У Филонова нет менее или более значимых работ, — считает Козырева. — Он даже маленький рисуночек называл картиной. Филонов не делил изобразительное искусство на жанры и темы. Некоторые исследователи сравниваю Филонова с Леонардо да Винчи по масштабу мышления, по отважности, потому что нужно иметь большую смелость, чтобы прорываться в незримое, неизведанное. А он себе это позволял.
Эксперты отмечают созвучие творческих принципов Павла Филонова и Андрея Платонова, родство менталитетов двух авторов, сходство в их понимании искусства. Их судьбы и творческие пути не пересекались, но каждый из них стоит особняком, глыбой среди своих коллег и современников, остается неразгаданной тайной и по сей день.
— Филонов ещё не до конца открыт, как и Платонов, — продолжает заведующая
рисунком русского музея. — Разве можно «Чевенгура» по косточкам разобрать? И с
Филоновым также.
При жизни работы Филонова участвовали только в сборных выставках. Первая масштабная персональная выставка художника была открыта в Русском музее в 1988 году. Перед этим была проделана большая работа по спасению картин Филонова. Они были написаны маслом на тонком картоне — на холст у художника не хватало денег — и стали от времени хрупкими.
На выставке «Рабочий Изо» представлены многие знаковые работы художника: «Лики», «Дома. Кристаллы», «Формула комсомольца», «Нарвские ворота» и другие шедевры. Украшением экспозиции стала видеопроекция «ожившей» картины Филонова.
Читать все комментарии