В Воронеже сняли фильм о переломном моменте в судьбе Самуила Маршака
На презентации картину «Натанель» посмотрели более 400 человек
В кинотеатре «Спартак» 16 мая прошла презентация фильма «Натанель», рассказывающего о драматичном моменте в жизни поэта и переводчика Самуила Маршака. Посмотреть короткометражную картину воронежского режиссёра Алексея Бычкова пришли более четырёхсот человек. Показ был бесплатным. Всем желающим даже не хватило мест, некоторым пришлось сидеть на ступеньках.
В октябре прошлого года газета «МОЁ!» делала репортаж со съёмок фильма о Самуиле Маршаке. Идея снять фильм появилась у режиссёра Алексея Бычкова и актёра Камерного театра Камиля Тукаева, который выступил продюсером фильма «Натанель» и сыграл в нем эпизодическую роль.
— В последнее время в нашем городе был повышенный интерес к Самуилу Маршаку, поэту установили памятник, прошёл детский театральный фестиваль в его честь, — рассказал на презентации картины Камиль Тукаев. — И мы подумали, что было бы интересно снять художественный фильм о воронежском периоде Маршака. Он не любил вспоминать Воронеж, потому что здесь трагически погибла его маленькая дочь (на девочку опрокинулся кипящий самовар, спасти её не смогли — «Ё!»). И почему-то биографы практически не связывают воронежский период Маршака с тем, что дальше происходило в его жизни. Шла Первая мировая война, Маршак хотел уйти на фронт. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, почему человек идёт в военкомат и хочет стать вольнонаемным, рискует собственной жизнью, чтобы заглушить внутреннюю боль. Но его не взяли из-за плохого зрения. Тогда он начинает заниматься помощью детям-беженцам. Этому занятию он посвятил два года. И мы хотели показать в своём фильме, что за эти два года он в детях приобрел свою музу, что за это время родился большой поэт.
Подготовка фильма у съёмочной группы заняла полгода. Сами съёмки длились 20 смен примерно по восемь часов. В фильме сыграли актёры разных воронежских театров, а также юные артисты из детской киношколы «Стоп! Снято». Роль Самуила Маршака исполнил актёр Кольцовского драмтеатра и театра «Неформат» Антон Тимофеев. Как он признался, себя он абсолютно не видел Маршаком. Но когда посмотрел первые отснятые кадры фильма, увидел себя в гриме, его мнение изменилось.
— Каждый раз перед съёмками меня гримировали по полтора часа, это время мне помогало отойти от своих внутренних переживаний, подумать о человеке, которого я должен «проживать», — рассказал Антон. — А самым сложным для меня было молчать в кадре, не теряя внутренней задачи. Дублей и ракурсов было много, держать одну эмоцию на протяжении нескольких часов без слов или жеста мне было непросто.
Режиссер решил сделать фильм чёрно-белым. От отсутствия цвета картина только выиграла. Благодаря чёрно-белой гамме взгляд зрителя концентрируется на деталях. Все съёмки в фильме «Натанель» были натурные. Сцену приезда Маршака в Воронеж на вокзал снимали возле школы № 23, военкомат — в школе № 28, а квартирой Маршака стала реальная квартира экскурсовода Ольги Рудевой. Ольга увлекается коллекционированием старинных вещей, поэтому её квартира идеально подошла для съёмок.
Действие в фильме происходит в 1915-1917 годах, когда Самуил Маршак жил в Воронеже в доме на Карла Маркса. Как рассказал Алексей Бычков, съёмочная группа испытывала массу трудностей с тем, что современные детали всё время прорывались в кадр — кондиционеры, тротуарная плитка, рекламные вывески. Режиссёру приходилось идти на разные хитрости, чтобы Воронеж выглядел таким, каким был сто лет назад.
— Например, я задавал нашему Маршаку определённую траекторию, идя по которой он перекрывал собой кондиционер на доме, — рассказал Алексей Бычков. — Или возле школы № 23 наш художник Александра Макиева из флагштока делала столб, заклеенный объявлениями.
На обсуждении после фильма зрители отметили, что особенно завораживающими получились сцены прогулки Самуила Маршака возле Покровской церкви, а на переднем плане сидела стая голубей. Причём, как рассказал режиссёр фильма, птиц никто не прикармливал, они сами прилетели и уселись перед камерой, а потом как будто по команде улетели в глубину кадра, а не в разные стороны. Такому необычному поведению пернатых была удивлена вся съемочная группа.
При подготовке фильма «Натанель» съемочная группа советовалась с Александром Маршаком, внуком Самуила Маршака. В короткометражке звучат фрагменты из писем Самуила Маршака, цитаты из его произведений. Все эти фрагменты сверялись с внуком поэта.
Фильм «Натанель», как рассказал его продюсер Камиль Тукаев, некоммерческий, фестивальный. Бюджет короткометражки он озвучивать не стал. Съёмки поддержали губернатор Алексей Гордеев и дирекция Платоновского фестиваля. Вся съёмочная группа работала над фильмом бесплатно. Как отметил Камиль Тукаев, очень многие организации, которые не могли предоставить какую-то услугу бесплатно (например, аренда съемочного оборудования) включали режим финансовой лояльности, узнавая о задумке фильма.
— Пока в Интернет фильм «Натанель» мы выкладывать не планируем, потому что как только какой-то фильм попадает в сеть, заканчивается любая другая его судьба, он становится не интересен фестивалям, — говорит Алексей Бычков. — А фильм наш именно фестивальный. Трейлер мы недавно представили в Израиле на Маршаковских чтениях. Нам поступило несколько предложений устроить в Израиле показ. Сейчас картину переводят на иврит.
Свои дальнейшие творческие планы режиссёр Алексей Бычков раскрывать не стал, сказав, что планирует теперь снять полный метр. О чем будет будущая картина, пока держится в секрете.
Читать все комментарии