Художник Владимир Дубосарский в Воронеже: «Не хотел бы возвращения советского времени»
Автор экспозиции «Когда я вырасту», открывшейся в музее им.И. Н. Крамского, рассказал о сотрудничестве с писателем Виктором Пелевиным
В рамках Платоновского фестиваля 4 июня в музее им.И. Н. Крамского открылась выставка «Когда я вырасту» московского художника Владимира Дубосарского. Его работы находятся в собраниях Русского музея, Третьяковкой галереи, парижского Центра Помпиду, авиньонского Музея современного искусства и во многих других музеях и галереях.
Экспозиция «Когда я вырасту», как отметил сам художник, получилась очень личная и связана с детскими воспоминаниями. В неё вошли работы, выполненные в разные периоды времени — конец 80-х годов и недавние картины 2013 — 2015 годов. В центре экспозиции — серия работ, созданных на основе иллюстраций советского художника Владимира Конашевича. Как говорит Дубосарский, черно-белые иллюстрации Коношевича были в его детских книгах. Художник решил сделать их цветными.
— У меня был период, когда я бросил институт и решил заниматься современным искусством. Я не знал, какие мне картины рисовать, и стал брать свои детские книжки, перерисовывать иллюстрации, добавляя в них что-то свое, — рассказал Владимир Дубосарский после открытия. — Это в каком-то смысле такая терапия. В этих работах нет желания чем-то блеснуть. В них также нет глубокой идеи, кроме личного ощущения, которое дает энергию.
В экспозиции представлена и видеоарт-работа Дубосарского. Художник снял видео в заброшенном киноклубе пансионата под Москвой, куда часто приезжал в детстве. Помимо живописных произведений на выставке «Когда я вырасту» посетители могут увидеть обломки скульптур Николая Томского, известного советского скульптора-монументалиста. С этими работами у Дубосарского тоже связана личная история.
— Обломки скульптур Томского я активно выставлял в 90-е годы. Так получилось, что мы жили рядом с его мастерской, — рассказывает Дубосарский. — Родственники Томского жили за границей, поэтому, когда он умер, его вещи, работы некому было забрать. Мастерская была открыта, ее просто каждый день растаскивали бомжи, еще какие-то люди. Это была громадная двухэтажная мастерская, там были скульптуры, эскизы, большая часть которых пропала. Потом мастерскую кто-то поджег, а после пожара на ее месте построили офисное здание. Но до этого момента мы с друзьями-художниками тоже успели кое-что взять. Я в основном забрал обломки скульптур. Я нашел разбитые головы Кутузова. Это были потрясающие артефакты, через проломы проглядывали деревянные крестовины. Я их поместил в новый контекст, и они стали моими работами, получился такой разговор о времени, об уходящей эпохе. Сейчас эти работы находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Также я собирал обломки рук, других частей тела, которые напоминали древнеримские скульптуры, и делал из них объекты.
Во многих работах Дубосарского есть пересечения с советской эпохой. По мнению художника, многое из прошлого нашей страны становится актуально и сейчас.
— Я не скучаю по советскому времени. Я не хотел бы, чтобы оно вернулось ни в каких сегментах. Часто, говоря о советском времени, мы многое вырываем из контекста, — считает художник. — Например, кто-то говорит: «Я получил хорошее бесплатное образование, был никем, а сейчас пробился». Но чтобы это произошло, твоя мама работала с утра до ночи, получала сто рублей, занимала от получки до получки, тянула одна тебя и твою сестру. А сейчас пенсия у нее 12 тысяч, хотя она всю жизнь работала. Или еще пример: после Великой Отечественной войны семьям погибших были какие-то выплаты, а семьям без вести пропавших почему-то нет. Это всё очень долгий разговор. Но конечно, мы стараемся вспоминать только хорошее. Но феномен того, что люди хотят вернуться в советское прошлое, мне непонятен. Как можно, например, не помнить, что есть было нечего? Стояли в очередях по два часа, чтобы хоть что-то купить.
В программе Платоновского фестиваля в описании выставки «Когда я вырасту» есть сравнение работ Дубосарского конца 80-х («Похороны», «Девочка с курицей» и других) с эстетикой, свойственной произведениям Андрея Платонова. Художник признался, что читал Платонова очень давно, да и художественной литературе предпочитает специальную.
— Я уже лет десять как не могу читать художественную литературу, не идёт она у меня. Даже в связи с этим приключилась забавная история, — говорит Дубосарский. — Одно время все восторгались Виктором Пелевиным. И вдруг он мне звонит и говорит, что хочет на обложках книг разместить мои картины. Мы должны были встретиться, а я у него ни одной книги не читал, неудобно как-то. Я быстренько побежал, купил «Generation П», чтобы хоть понять, о чем он пишет. Вот честно скажу, я вижу, что он хороший писатель, но не могу я его читать. Сорокина еще мог, а у Пелевина больше трех страниц — нет. Еще только поэзию могу почитать. Пелевин оказался нормальным парнем, мы с ним договорились о сотрудничестве. Для нескольких книг на обложки он брал мои работы.
Выставка «Когда я вырасту» будет работать во время Платоновского фестиваля ежедневно с 10.00 до 18.00, а по четвергам с 12.00 до 20.00. Стоимость билета — 75 рублей. В фестивальную ночь 12 июня выставку можно будет посмотреть бесплатно. После завершения Платоновфеста экспозиция продолжит работу до 10 июля.
Читать все комментарии