Показы фильмов Сергея Эйзенштейна в Воронеже собирают аншлаги

Выставка «Незавершённый Эйзенштейн» будет работать в арт-центре «Коммуна» до 14 июня

06.06.2016 16:21
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

В арт-центре «Коммуна» (пр-т Революции, 39) в рамках Платоновского фестиваля работает бесплатная выставка «Незавершенный Эйзенштейн». Экспозиция посвящена незаконченному фильму режиссера Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!», над которым велась работа в 1930 — 1932 годах.

Выставку для Платоновского фестиваля подготовил российский историк кино, директор «Эйзенштейн-Центра» и главный редактор журнала «Киноведческие записки» Наум Клейман. В экспозицию вошли 300 кадров фильма, 40 фотографий рабочих моментов, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Для любителей мексиканской культуры и эстетики выставка «Незавершённый Эйзенштейн» — настоящая находка. Колоритные портреты мексиканцев, рисунки в декоративной народной манере, пейзажи Мексики, кадры из новелл к фильму.

— Мы рады, что наша выставка представлена именно в Воронеже, потому что платоновский контекст один из самых благородных, какой только может быть, — сказал Наум Клейман на открытии экспозиции. — Можно предположить, что Эйзенштейн не слышал о Платонове. Но это не так важно в исторической перспективе. В творчестве Эйзенштейна и Платонова можно найти пересечения. Например, фильм «Генеральная линия» очень тесно перекликается с темой утопического мышления в произведениях Платонова. Выставку мы назвали «Незавершенный Эйзенштейн», то есть продолжающийся. Также продолжается и Платонов. То, что он не успел написать, заложено в том, что успел. И каждое последующее поколение будет продолжать раскрывать этот потенциал.

Наум Клейман
История фильма «Да здравствует Мексика!» удивительна и трагична. Сергей Эйзенштейн в 1929 году вместе с оператором Эдуардом Тиссэ и режиссёром Григорием Александровым поехал в Мексику. Работа над фильмом была в разгаре, и, когда было отснято уже 70 тысяч метров плёнки, Иосиф Сталин отозвал съёмочную группу. Весь материал остался в Америке, денег, чтобы выкупить негативы у кинокомпании, у съёмочной группы не было. В Советский Союз плёнка с кадрами фильма «Да здравствует Мексика!» попала только через полвека. К сожалению, к этому времени Эйзенштейна и Тиссэ уже не было в живых. В 1979 году Григорий Александров завершил фильм «Да здравствует Мексика!», восстановив ход съёмок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах либретто. Однако существует и вторая версия фильма — «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия», созданная в 1998 году сценаристом, режиссёром и историком кино Олегом Коваловым.

— Фильм «Да здравствует Мексика!» мог бы стать шедевром мирового кино, — считает Наум Клейман. — Существует 6 — 7 версий монтажа, но никто так и не смог приблизиться к уровню Эйзенштейна. На выставке мы показываем потенциал этой картины. Кстати, на съёмках Эйзенштейну помогал подросток Эмилио Фернандес, который потом стал известным мексиканским режиссёром. Мексиканцы вообще чтят Эйзенштейна как основоположника своей национальной кинематографии.

Каждый день в 20.00 в арт-центре «Коммуна» до конца фестиваля (до 14 июня) идут показы фильмов Сергея Эйзенштейна, картин о режиссёре, а также отрывки из фильма «Да здравствует Мексика!». Причем ежедневно кинопоказы собирают аншлаги.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».