Московская художница для выставки в Воронеже законсервировала хлеб
Анна Третьякова представила свой проект о ментальных кодах русского человека
Ироничные размышления на тему ментальных кодов русского сознания представила 28 июля в Воронеже московская художница Анна Третьякова. Открытие ее выставки «+7» прошло в Воронежском центре современного искусства. ВЦСИ в этом году начал проводить форматы выставок одного дня. Экспозиция Анны Третьяковой тоже будет краткосрочной и продлится до 30 июля.
Проект «+7», как говорит Анна, долгоиграющий. Название свое он получил по международному телефонному коду России.
— Мне было интересно в игровой форме поразмышлять о самоидентификации русского человека, — говорит Анна. — А в Воронежском центре современного искусства меня заинтересовало помещение со стенами, отделанными плиткой. Кафельные стены ассоциируются с поликлиникой, бассейном, столовой в детском саде.
В пространство галереи Анна перенесла несколько предметов, которые
ассоциируются исключительно с русским человеком и его привычками. Первым, на что
обращает внимание посетитель, — это пол, усыпанный шкурками от семечек.
— Мне кажется, что это абсолютно русская история — грызть семечки и бросать их на землю, — говорит художница. — Это код, который во мне сработал.
Чтобы набрать такое количество семечек, по словам Анны Третьяковой, ей пришлось их грызть полгода.
— Я не люблю семечки. Думала, как же их так нагрызть для проекта — сначала была мысль сделать скульптуру в виде ведра из шкурок от семечек. Хотела среди друзей устроить шуточную акцию «Грызи во имя искусства», чтобы они мне помогли. Но никто не согласился, пришлось самой грызть семечки и собирать шкурки. Кажется, теперь я больше никогда не смогу их грызть, — смеется Анна.
По всему выставочному пространству Анна расставила горшки разного размера с алоэ. Его искали в Воронеже, причем большую часть алоэ для выставки предоставили люди старшего поколения, парочку растений пришлось купить.
— Алоэ — это тоже из детства. Практически в каждой семье, у каждой бабушки было это растение, а его сок некоторые использовали в лечебных целях. Сейчас современные люди это не практикуют, но у многих алоэ дома растет, — говорит художница.
Одну из стен украшал орнамент, напоминающий вышивку. Металлические детали художница нашла на заброшенной фабрике и покрасила в красный цвет. В итоге получилась имитация народного орнамента. Еще один символ, который прочно ассоциируется с Россией, — береза. Из частей ствола этого дерева Анна Третьякова сделала арт-объекты в виде икон.
— Береза для русского человека — сакральное дерево. К нему очень трепетное и романтичное отношение. Икону я использовала именно как форму некой сакральности. Здесь ни в коем случае не оскорбительный контекст. Я пытаюсь показать отношение к березе, как к чему-то святому, — поясняет Анна.
В русском языке масса пословиц про хлеб,
поэтому не взять эту тему художница не могла. Хлеб она поместила в трехлитровые
банки.
— Всегда считалось, что именно хлеб — главный на столе, не принято выбрасывать его остатки. Хлеб — это еще один сакральный код. А консервация — ритуал, который все делают, обязательно на зиму закрывают разные заготовки, — говорит художница. — Хотя все консервы уже можно купить, все равно многие продолжают делать домашние закрутки. Это ритуал, который в нас остался. Конечно, хлеб никто не консервирует. Но я решила совместить эти два кода. Хлеб для этой инсталляции купила в Воронеже и банки тоже.
Проект о культурных кодах Анна Третьякова планирует продолжать и дополнять. А 30 июля в субботу в 17.00 во ВЦСИ (пр-т Революции, 29) пройдет открытая встреча с художницей, где можно будет ей задать вопросы, а заодно посмотреть экспозицию. Вход свободный.
Читать все комментарии