В Воронеже выпускники МХАТа показали спектакль об истории страны в воспоминаниях бабушек и дедушек
Постановка «Несовременный концерт» основана на интервью с пожилыми людьми
В минувший вторник, 18 октября, в театре драмы воронежцы увидели необычную постановку московского театра «Июльансамбль». Спектакль «Несовременный концерт», как сказал его режиссёр Виктор Рыжаков, это история страны, рассказанная стариками, нашими бабушками и дедушками. За один вечер спектакль на сцене воронежского театра драмы им.А. Кольцова прошёл дважды. Показ «Несовременного концерта» стал подарком на 70-летие худрука театра драмы Владимира Петрова.
Подготовка спектакля длилась три года. Актёры театра «Июльансамбль», ещё будучи студентами Школы-студии МХАТ курса Виктора Рыжакова, получили педагогическое задание пообщаться с людьми не моложе 80 лет и рассказать их истории, вжившись в образ этих людей. Постепенно сложилась постановка «Несовременный концерт» как попытка зафиксировать уходящее, ускользающее время, попытка показать взгляд сегодняшнего поколения на поколение бабушек и дедушек.
Спектакль сделан в жанре вербатим, в монологах и диалогах использована реальная жизнь людей. В «Несовременном концерте» монологи чередовались с песнями, танцами, отрывками из фильмов «Кубанские казаки», «Девчата» и других. Премьера спектакля «Несовременный концерт» прошла в феврале 2015 года. Он был показан не только в городах России (Москва, Петербург, Краснодар, Владикавказ и других), но и за рубежом — во Франции, Венгрии, Хорватии. Везде зрители стоя аплодировали артистам. Два показа в Воронеже вчера тоже не стали исключением — зрители несколько раз вызывали артистов на поклон.
— Монологи звучат настолько естественно, чувствуется, что это слова реальных людей, — поделился впечатлениями один из зрителей Дмитрий. — Удивительно точно передана метафора быстротечности жизни. Вот герои спектакля поют и танцуют, а через секунду им 80 лет. Очень талантливо недавние студенты вжились в роли пожилых людей, передали все важные детали — голос, жесты, походку и даже дыхание.
Постановка получила название «Несовременный концерт», по словам Рыжакова, потому что говорить о старости сейчас несовременно и немодно.
— Нам хотелось препарировать «старость» как категорию не только времени и тела, но и души, разобраться, какие ценности остаются навсегда в человеке, а какие исчезают, — рассказал Виктор Рыжаков перед показом спектакля. — Мы хотели поразмышлять, из чего состоит жизнь. Сейчас мир похож на огромный супермаркет, кроме купи-продай почти ничего не существует. А возраст, особенно в театре, не главное. Неважно — на сцене молодой артист, или опытный. В театре, как и в любой профессии, важна энергия. Я ставил спектакль с Алисой Фрейндлих. У неё энергия молодого человека, она никогда не ворчит и не жалуется на жизнь. Точно так же как Олег Павлович Табаков на сцене превращается в хулигана с невероятным обаянием. Очень важна энергия и желание жить. Только оно может продлить созидание, без которого человек не может существовать.
В Воронеж «Июльансамбль» уже приезжал со спектаклями на Платоновский фестиваль — в 2015 году с постановкой «Платонов. Встреча первая» и в 2016 со спектаклем «ФРО». Виктор Рыжаков сказал, что ему хотелось бы продолжить сотрудничество с воронежским театром драмы и ещё не раз привезти постановки «Июльансамбля», девятой школы-студии МХАТ.
Виктор Рыжаков (род. В 1960 году в Хабаровске) — режиссёр, заслуженный деятель искусства России. Окончил Дальневосточный институт искусств. Служил в Московском ТЮЗе. С 1995 по 2001 год работал художественным руководителем Театра драмы и комедии на Камчатке. С 2001 года является режиссёром-педагогом Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова. Работает режиссёром-постановщиком МХТ им. А.П. Чехова. Виктор Рыжаков — лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий, в том числе: Гран-при международного фестиваля «Контакт» (2003), Торунь (Польша); лучшая режиссёрская работа — Польский новый театр 2005, Национальной премии «Золотая маска» (2004, 2008), неоднократный лауреат Гран-при фестивалей «Новая драма» 2003, 2005, 2007 гг., Главная премия Всевенгерского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль» 2010 г. и других.