В Воронеж привезут более 60 работ Пабло Пикассо
Из Германии, Бельгии и Франции привезут эскизы к картине «Герника» и другие произведения
В Воронежском музее им.И. Н. Крамского 27 января откроется выставка произведений Пабло Пикассо «Параграфы». В экспозиции будет представлена 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Проект воронежский музей проводит совместно с «Арт-центром в Перинных рядах» в Санкт-Петербурге.
Выставка включает в себя работы основных этапов творчества Пикассо: раннего периода, голубого периода, аналитического и синтетического кубизма, эскизы к самому знаменитому произведению художника «Герника» (1937 год), серии позднего творчества «Торос и торерос», «Война и мир». Литографии представлены под специальным музейным стеклом, которое позволяет чётко разглядеть малейшие детали изображения, и дополнены информационными стендами об истории создания, подробностях жизни и творческого пути художника.
Ранний период представлен серией работ «Голубой цвет Барселоны» (Les Bleus de Barcelone). В это время Пикассо фактически живёт на два города: в Барселоне и в центре нового искусства Париже. Его работы проникнуты разноцветностью жизни французской столицы, а излюбленными мотивами становятся изображения влюбленных парочек, сцен в кафе и кабаре. В эту же серию входят работы голубого периода, в которой многоцветие сменяется погружением в серо-голубой и тёмно-синий тона — оттенки печали, одиночества и тоски. Этот этап творчества ознаменовался глубокими переживаниями после потери близкого друга художника Карлоса Касагемаса, покончившего жизнь самоубийством. Частыми сюжетами становятся изображения одиноких женщин и мужчин, матерей с детьми, сумасшедших, стариков.
Грани аналитического и синтетического кубизма раскрываются в серии «Папье-Колле» (Papiers Colles), что в переводе означает «бумажные коллажи». Неслучайно многие исследователи приписывают Пикассо изобретение коллажа. Эта техника позволяла разбивать изображение на плоскости, препарировать объекты, выявляя невидимую рациональную суть вещей.
На выставке «Параграфы» посетители смогут увидеть 37 эскизов к острой социально-политической картине «Герника» и проследить путь ее создания. В апреле 1937 года фашистская авиация разрушила небольшой городок басков Гернику. Пикассо, пораженный этим событием, создает огромное полотно с одноименным названием. В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали ВЫ!».
Отдельной темой творчества можно назвать изображения возлюбленных Пикассо, точное количество которых не сможет определить ни один специалист. На выставке можно увидеть серию женских портретов: от прекрасных ликов с соблюдением классицистических пропорций до сюрреалистических. Также на выставке уделено внимание позднему послевоенному творчеству мастера — в частности его увлечению корридой и изображением боя быков в серии «Торос и торерос» (Toros y Toreros). Здесь, как и прежде, Пикассо волнуют самые острые моменты — пребывание человека на грани жизни и смерти. Завершают выставку работы из серии «Война и мир», которые подводят итог творчества выдающегося мастера.
Открытие выставки «Параграфы» работ Пабло Пикассо состоится 27 января в 16.00. Экспозиция будет работать до 26 марта. Входной билет стоит 300 рублей, для студентов и пенсионеров — 200 рублей, для школьников — 100 рублей.
Пабло Пикассо родился в 1881 году в семье испанского преподавателя Хосе Руиса Бласко (позже художник возьмёт фамилию матери). Кроме рисования в детстве Пабло никаких особых талантов не проявлял, учеба в школе давалась ему с трудом, особенно арифметика. Родители поняли, что кроме рисования их сын, больше нигде не сможет добиться успеха, и отдали Пабло в Мадридскую королевскую академию Сан-Фернандо. Однако Пикассо проучился в ней недолго. Он решил поехать покорять Париж.
Пабло Пикассо увидел в Париже выступление русской балерины Ольги Хохловой и влюбился в неё. Их свадьба была стремительной, но вскоре после женитьбы Пикассо понял, что они с Ольгой разные люди. Ей больше нравилось вести светский образ жизни, а художнику нужно было больше свободы. Даже рождение сына Поля не спасло брак. Художник изменил жене с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Ольга ушла от мужа, но развод не дала. В отместку Пикассо изображал её то в виде лошади, то старой мегеры. От Марии-Терезы у художника родилась дочь Майя. Пикассо не дал ей свою фамилию, а стал её крестным.
У Пикассо было специфическое отношение к женщинам. Как только он добивался кого-то, сразу бросал. Молодую художницу Франсуазу Жило Пабло уговорил бросить живопись и родить ему детей. Девушка подарила художнику сына Клода и дочь Палому. Вскоре чувства Пикассо к возлюбленной остыли.
Последняя любовь художника — Жаклин Рок. Когда они начали жить вместе, ему было 72 года, а ей — 27 лет. В 1961 году они сыграли свадьбу (к этому времени Ольга Хохлова умерла от рака). Они вели скромную жизнь. Жаклин создала в доме настоящий культ Пикассо. Она обращалась к нему только монсеньор или ваша светлость. Жаклин даже удалось настроить Пикассо против детей и внуков, внушив ему, что им нужны только его деньги.
После смерти художника несчастья постигли почти всю его семью. Незадолго до своей кончины он говорил: «Я как большой корабль. Когда он тонет, все вокруг затягивает в воронку». Пикассо умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года. Внук художника и Ольги Хохловой Паблито умолял Жаклин разрешить ему присутствовать на похоронах деда. Та отказала. В день похорон Паблито отравил себя и скончался через три месяца в больнице. Через два года после смерти Пикассо умер его сын Поль от цирроза печени. Ему было 54 года. Ещё через два года, в 1977 году, повесилась Мария-Тереза Вальтер, которой было 68 лет. Жаклин застрелилась в своей кровати 15 октября 1986 года накануне открытия очередной выставки Пабло Пикассо.
Читать все комментарии