Прислать новость

В Воронеж привезли выставку произведений Александра Тышлера из собраний четырех музеев

В экспозицию вошли около ста графических и живописных работ художника

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

0

Читать все комментарии

2131

Одно из самых значимых событий выставочной программы VII Платоновского фестиваля — экспозиция произведений театрального художника, графика, скульптора и одного из основоположников авангардного искусства XX века Александра Тышлера «Игра в лицедейство». Выставка открылась 2 июня и будет работать в течение месяца. На ней собрано около ста графических и живописных работ художника.

На открытии выставки куратор проекта, старший научный сотрудник Пушкинского музея Анна Чудецкая сказала, что Воронежу очень повезло, потому что столь масштабная экспозиция произведений Тышлера — большая редкость и собрать столько работ было непросто.

На выставке представлены работы из собраний четырех музеев: Пушкинского, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Тульского областного музея и воронежского музея им. И.Н. Крамского. Кстати, последний раз монографическая выставка Александра Тышлера проходила в 1998 году в Москве.

Анна Чудецкая (в центре) на открытии выставки

Экспозиция показывает основные периоды творчества художника. На выставке представлены эскизы костюмов и декораций, живописные работы: «Портрет Анастасии Степановны Тышлер», «День рождения», работы из серии «Карусель», «Балаганчик» и многие другие. Музей Крамского предоставил рисунок Тышлера «Продавец палок». Интересна графика так называемого «расстрельного периода» в творчестве Тышлера.

Тема насильственной смерти в графике художника возникла в 1920-е годы. В сериях «Расстрел» и «Погром» (1925 года) Александр Тышлер создает образы, в которых показывает человеческую необузданность и бессмысленную жестокость. Вечная тема зла и добра надолго осталась в творчестве художника, в 1960-е он создает серию «Фашизм» и «Расстрел голубя».

В выставочной программе дирекция Платоновфеста старается представить творчество художников — современников Андрея Платонова, что наиболее полно показывает эпоху, в которую жил и творил писатель, чьим именем назван фестиваль. Александр Тышлер родился 14 июля 1898 года в городе Мелитополе на Украине в многодетной семье, его отец был столяром. Учился в Киевском художественном училище, а также в студии русско-французской художницы-авангардистки Александры Экстер.

Когда Тышлеру был 21 год, он добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Во время службы делал плакаты для «Окон сатиры РОСТА». После демобилизации в 1921 году поступил во ВХУТЕМАС (сейчас это Российская академия живописи, ваяния и зодчества) в Москве.

Как театральный художник Александр Тышлер дебютировал в 1927 году, оформив спектакль для Белорусского еврейского театра в Минске. В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами. Сначала его работам был свойственен экспрессионизм с подчеркнутой причудливостью. Потом центральное место в его творчество занимают спектакли по Шекспиру («Король Лир», «Ричард III») и стиль художника меняется. Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра. Он работал с выдающимися режиссерами — Всеволодом Мейерхольдом, Соломоном Михоэлсом, Юрием Завадским и другими.

В живописи Александр Тышлер создавал необычные и глубокие образы. Многих зрителей удивляет, что на головах изображенных на картинах людей написаны свечи, корабли, города… Сам художник это объяснял просто: «В моем маленьком южном городе все было принято носить на головах». В Мелитополе проживало большое количество разных национальностей, в том числе и восточных народов, у которых было принято носить товар и другие предметы на головах.

У Александра Тышлера было около полусотни выставок в Советском Союзе и 32 за рубежом: в Италии, Франции, Голландии, Америке, Канаде и других странах. Тем не менее его новаторское и в чем-то фантасмагорическое искусство не все принимали, бывало, что уже анонсированные выставки отменялись. При этом современники, друзья и знакомые художника высоко оценивали его творчество. Например, Осип Мандельштам писал: «Так и бывает — живет рядом с нами веселый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников».

Александра Тышлера называют художником счастья. Его работы полны жизни и вечной красоты. Он писал: «Художник должен быть свободным. Тогда он сможет творить. Ему необходимо быть честным, искренним, владеть культурой своего ремесла. Мне многое в жизни открылось при изучении древнерусского искусства, творчества мастеров Возрождения и Испании». Александр Тышлер умер 23 июня 1980 года в возрасте 81 года.

Выставка «Александр Тышлер. Игра в лицедейство» в музее им. И.Н. Крамского будет работать до 2 июля. Цена входного билета — 150 рублей, льготный билет стоит 120 рублей.

 

Новости других СМИ