Для спектакля «Царь Эдип» Вахтанговский театр привёз в Воронеж огромную трубу

В постановке играют Людмила Максакова, Виктор Добронравов и Евгений Князев

06.06.2017 19:51
1903

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Платоновский фестиваль на протяжении нескольких лет сотрудничает с одним из ведущих в России театров — московским театром им. Евгения Вахтангова. На VII форум искусств театр приехал с нашумевшим спектаклем «Царь Эдип» режиссёра Римаса Туминаса. Постановка 3 и 4 июня в Воронежском концертном зале прошла с аншлагами.

«Греческие актеры удивили максимальной самоотдачей»

В спектакле по древнегреческой трагедии Софокла задействованы известные актёры — Людмила Максакова, Виктор Добронравов и Евгений Князев. Артисты на пресс-конференции перед спектаклем рассказали, что их многое связывает с Воронежем.

— Из Воронежа мы всегда уезжаем в состоянии полёта, потому что нас здесь очень тепло принимают, — рассказала Народная артистка России Людмила Максакова.

— А для меня Воронеж вообще родной город, папа (актёр Фёдор Добронравов. — «Ё!») и мама учились в институте искусств, мы жили в общежитии на улице Лизюкова, — добавил Виктор Добронравов. — Поэтому я всегда с большой радостью приезжаю в Воронеж на гастроли.

Впервые спектакль «Царь Эдип» был представлен в июле 2016 года в Греции на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавр, который был создан в V веке. Постановка готовилась совместно с актерами Национального театра Греции в Афинах. Теперь актёры из Греции, играющие мужской хор, периодически приезжают в Россию для участия в постановке и ездят с театром на гастроли.

— Греческий композитор Фаустас Латенас заранее нам прислал партитуру, мы репетировали в Москве, а греки — у себя на родине, — рассказал Римас Туминас. — За неделю до премьеры мы приехали в Грецию на репетиции. И актёры из афинского театра так репетировали, что я сказал: «Слушайте, да они нас переиграют». Мы были удивлены дисциплинированности греков, и нам нужно было соответствовать. У них нет такого понятия как массовка, любую роль они играют с максимальной самоотдачей.

Театр Эпидавр вмещает 14 тысяч зрителей. Актёры спектакля «Царь Эдип» признаются, что очень переживали, как примут постановку на родине Софокла, как все пройдет — ведь играли под открытым небом.

— Эта площадка очень отличается от обычного театра, вокруг настоящие кусты, птички поют, а вечером над нами было греческое звездное небо и луна, — вспоминает Людмила Максакова. — Было ощущение, что мы находимся между небом и землей. Такое один раз в жизни бывает. Потом было непросто вернуться в обычный театр с крышей над головой.

«В античной драматургии есть всё»

В постановке используется минимум декораций, но это нисколько не мешает зрителям перенестись на десятки веков назад, в мир, созданный Софоклом. Все действо строится вокруг огромной трубы, чем-то напоминающей полуразрушенную колонну. Её управляют два специалиста. Труба символизирует «колесо судьбы» и злой рок, которому пытаются противостоять герои. В костюмах действующих в спектакле лиц сочетались древнегреческие элементы одежды и современные — явный намек на то, что трагедия вне времени.

— Для меня эта труба — символ чего-то вечного, которая очень давно, ещё до появления греков, упала к нам откуда-то с высоты, но толком никто не знает, что это такое, — рассказал Римас Туминас. — Мне вообще бы хотелось приковать её цепями, чтобы она с них отрывалась, и выглядело все мощно, как в голливудском боевике. Но технически сделать это трудно.

Действие в спектакле построено так, будто на сцене разворачивается детективная история. Правитель города Фивы Эдип в исполнении Виктора Добронравова пытается выяснить, кто убил предыдущего царя Лая. Только изгнав убийцу, удастся прекратить беды и мор, случившийся в Фивах. Известно, что Лай якобы погиб на дороге от рук разбойников. Масла в огонь подливает слепой пророк Тересей (Евгений Князев), который говорит Эдипу, что он и есть убийца.

Напомним сюжет трагедии: Лаю предсказали, что он погибнет от рук собственного сына, который вдобавок женится на своей матери. Царь решает избавиться от младенца. Но пастух, которому было приказано убить ребёнка, пожалел его и отдал бездетному царю Коринфа. Когда Эдип вырос и узнал о страшном пророчестве, он бежал из Коринфа, думая, что может убить отца. В дороге у самых Фив на него чуть не наехала колесница. Почувствовав себя оскорблённым, Эдип затеял драку, в которой убил старика и его спутников. В этот миг пророчество свершилось — стариком оказался Лай. Позже Эдип женился на вдове царя Фив Иокасте (Людмила Максакова), не зная, что она на самом деле его мать.

Когда же Эдип выяснил ужасную правду, Иокаста покончила с собой. В ужасе он лишил себя зрения и нашёл в себе силы сам себя наказать и покинуть Фивы. В этот момент труба «забирает» с собой Эдипа. В этом смирении со своей судьбой режиссер находит особую красоту и трагичность.

— Вся античная драматургия — самая лучшая, в ней всё есть: и интрига, и конфликт, и страна, и общество, — говорит Римас Туминас. — Эдип — гордый, самолюбивый, заносчивый — не уступил дорогу колесницы, хотя мог бы. Он жил, ослепленной своей победой. И только узнав настоящую историю, прозрел. Он оказался способен сам себя осудить, не ожидая суда других людей. Сейчас это выглядит как удар античности и морали по сегодняшнему дню, по низости. История Эдипа показывает, что никогда не поздно стать достойным человеком, быть примером и спасти от такого позора себя, семью и всю страну.

Воронежцы от постановки культового театрального режиссера Римаса Туминаса были в восторге. Артистов несколько раз аплодисментами вызывали на поклон и кричали «браво». После спектакля зрители говорили о том, что «Царя Эдипа» обязательно нужно смотреть школьникам. Постановка говорит о вечных вещах, которые важны во все времена: об умении брать на себя ответственность за последствия совершенных действий. Чего сейчас многим не хватает.

СПРАВКА

Римас Туминас — художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова. Лауреат Государственной премии России; Национальной премии Литвы; Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»; Международной театральной премии им.К. С. Станиславского и многих других наград.Окончил режиссерский факультет ГИТИСа. С 1979 по 1990 год в качестве режиссера работал в Государственном академическом драматическом театре Литвы, а с 1994 по 1999 был его главным режиссером. В 1990 году Туминас основал Малый театр Вильнюса, который возглавляет до сих пор. Режиссёр часто ставит спектакли за рубежом, в том числе — в Литве, Польше, Швеции, Финляндии и Исландии. Его постоянные соавторы — художник Адомас Яцовскис и композитор Фаустас Латенас.

 

Фото:

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «МАХ», а видео смотрите в «VK Видео».