Почему воронежская плитка разваливается на глазах?
Многие воронежские тротуары ненадолго сохраняют пристойный вид
На состояние воронежских дорог жалуются не только автомобилисты, но и пешеходы. Ходить по воронежским тротуарам неудобно — рискуешь сломать не только каблуки, но и ноги. На небольших улочках асфальт не менялся десятилетиями и из ровного покрытия превратился в гористую местность. Центр города и оживлённые территории в районах выложены тротуарной плиткой.
В последние годы этот вид пешеходного покрытия очень популярен в Воронеже. Ведь плитка, хоть и стоит дороже асфальта, выглядит более аккуратно, эстетично, служит долго. Точнее, должна служить. Как мы выяснили, средний срок службы это материала составляет не меньше 20 лет! При этом на многих улицах тротуарная плитка начинает крошиться через два-три года после укладки.
Доцент кафедры технологии строительных изделий и конструкций ВГАСУ Александр ВОРОНИН много лет заведует независимой испытательной лабораторией университета. Он испытывал десятки разновидностей тротуарной плитки.
Главная причина недолговечности, по словам Александра Воронина, — несоблюдение ГОСТа по морозостойкости.
Морозостойкость — это не устойчивость к сильным холодам, а способность материала выдерживать перепады температуры от плюсовой к минусовой. Именно поэтому крепкие морозцы плитке не так страшны, как тёплые зимы, когда столбик термометра скачет туда-сюда мимо нулевой отметки. Для нашей полосы введён ГОСТ 200 — то есть плитка должна двести раз выдержать температурные скачки и не потрескаться. При более-менее благоприятной погоде это около двадцати лет, а не три-четыре года.
Почему ГОСТ не соблюдается? Причины кроются в технологии изготовления. Для соблюдения стандарта по морозостойкости предъявляются особые требования к материалам, однако производители предпочитают с этим «не заморачиваться».
— К примеру, для выпуска морозостойкой плитки нужен песок с минимальным содержанием глины, — объясняет Александр Иванович. — Я знаю всего три места в области, где есть такой песок. Не всем предприятиям захочется возить его издалека, куда проще взять песок, который находится возле территории, пусть он и не отвечает требованиям.
Враг морозостойкости — избыток воды. Вода для производства необходима, но в определённом количестве. Ведь при её высыхании в бетоне остаются поры — и чем их больше, тем морозостойкость ниже. Чтобы объяснить это, вспомним закон физики: при замерзании вода расширяется. Во время дождей и таяния в плитке скапливается вода, которая, превратившись в лёд, давит изнутри на бетон, что и приводит к трещинам. Вывод: надо, чтобы в плитке было меньше пор, а значит, при её производстве в раствор надо добавлять меньше воды.
— Но с раствором с низким содержанием воды неудобно обращаться — мешать, выливать в формы, поэтому здесь играет роль человеческий фактор: добавили водички, чтобы быстрее справиться, а технология нарушена, — говорит Александр Воронин.
Морозостойкость плитки зависит и от способа изготовления. Их два: литьё и прессование. Последняя технология позволяет изготовить более долговечный материал, так как плитка принимает форму под действием пресса и в неё добавляется мало воды. Однако в Воронеже прессованной плитки меньше, чем литой, хотя она не только прочнее, но и менее скользкая. Но вопрос упирается в деньги — технология прессования более затратна, чем литьё.
Наконец, часто укладкой плитки занимаются неквалифицированные рабочие, которые допускают ошибки, делая основание. Одна из распространённых — слишком толстый слой песка.
На вопрос, как исправить ситуацию, эксперты в один голос отвечают — нужен контроль над производителями и подрядчиками.
— Раньше в нашу независимую лабораторию часто поступали заказы испытать плитку на различные параметры, — говорит Александр Воронин. — В последнее время не обращается никто…
Любимые читатели, а вам как кажется, почему в Воронеже плохие тротуары и какими способами можно улучшить эту ситуацию?
Читать все комментарии