Воронежцы объединяются против разработок никеля

Всё большее количество жителей области начинает верить, что вреда от добычи никеля будет куда больше, чем пользы

22.06.2012 21:23
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Призывы запретить разработку никелевых месторождений в Воронежской области находят всё больше сторонников. Митинг протеста, состоявшийся вечером 18 июня на Советской площади, собрал около тысячи человек (на предыдущем подобном мероприятии было не более двухсот).

«Воронеж против никеля»

- Деточки, вы поймите, я не для себя стараюсь, я хочу, чтобы вы, ваши дети жили не на выжженной земле, - объясняла пенсионерка Вера Попова двум студенткам, которые её очень внимательно слушали.

Вера Владимировна приехала в Воронеж из Борисоглебска специально на митинг. По словам женщины, они договаривались об этой поездке с друзьями и соседями, у которых есть машины. Неподалёку  предприниматель Андрей Ковалёв раздавал наклейки «Воронеж против никеля», которые отпечатал на собственные деньги.

Корреспонденты «МОЁ!» повстречали и одного из организаторов нашумевшего митинга в Новохопёрске  Нелли Рудченко. Напомним, в городе с населением примерно 7 тысяч человек антиникелевый митинг собрал около 3 тысяч участников. Нелли Изотовна – домохозяйка. По её словам, о планируемой добыче никеля она узнала, как и все, из новостей. Но что заставило её организовать протестное движение в родном городе?

- Жители Новохопёрска думают в первую очередь о своём здоровье, потому что вред от разработок очевиден, - считает Нелли Рудченко. -- Советская власть понимала, что у нас цветущий край, сельскохозяйственный регион и это не стоит портить. Сейчас нам говорят о новых рабочих местах. Но ведь в Новохопёрске нет профессиональных горняков и мало профессиональных строителей. Значит, местные жители смогут быть только чернорабочими. Не потерять бы те рабочие места, что есть сейчас. Мы всерьёз опасаемся, что после того, как начнётся добыча никеля, у нас закроются сахарный завод и завод растительных масел. Кто будет покупать продукты из промзоны?

Ораторы со сцены в тот вечер не раз заявляли, что Воронежскую область ждёт судьба именно промзоны. Координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин призывал задуматься над тем, что добыча никеля никогда не принесёт нашей области таких денег, как сельское хозяйство (оборот сельского хозяйства в нашем регионе составляет около 100 миллиардов рублей в год), зато аграриям может быть нанесён очень большой урон, причиной которого станет отравление рек и гибель чернозёма.

- Эту ситуацию выдумали временщики, - заявил Рубахин. - Лицензия на разработку никеля дана на 25 лет. Они срежут на ходу подмётки и исчезнут. А что останется нам?

Ещё один активист — житель Новохопёрского района Роман Ничипоров — призвал не верить на слово представителям выигравшей конкурс на разработку месторождений «Уральской горно-металлургической компании». Объяснил призыв он просто - представители УГМК уже попадались на даче взятки экологам (подробнее об этом скандале ниже).

В какой-то момент организаторы акции устроили перекличку, и выяснилось, что на мероприятие приехали около ста жителей из Борисоглебска и столько же из Новохопёрска, а также гости из Урюпинска (этот город Волгоградской области также находится в непосредственной близости от будущих рудников).

Пятеро урюпинцев зачитали со сцены речёвку, которую приготовили заранее:

Слушай, Воронеж, беда начинается,
Никелем эта беда называется,
Только в единстве спасенье найдём,
Детям и внукам жизнь сбережём!

Прозвучавшее четверостишие было встречено бурными аплодисментами. В целом участники митинга охотно скандировали хором разные лозунги. Самым популярным был очень короткий - «Нет никелю». Причина недовольства в общем-то легко объяснима. Решение о разработке никеля на территории области руководители России приняли единолично, не поинтересовавшись мнением граждан.

УГМК: "Самое вредное производство разместится не в Воронежской области"

События последних дней показали, что пристальный интерес воронежцев к разработке никелевых месторождений в Новохопёрском районе и волна общественного недовольства всё же повлияли на представителей «Уральской горно-металлургической компании», выигравшей конкурс на разработку недр. Директор по горному производству компании Григорий Рудой на минувшей неделе на заседании Общественного совета по вопросам разработки никеля рассказывал о планах компании куда подробнее и куда более доброжелательно, чем на встрече с журналистами, состоявшейся 31 мая.

Так, в частности, по словам Григория Рудого, компания не планирует осуществлять в Воронежской области обжиг руды и так называемое окатывание. Напомним, что продукт обжига руды — окатыши -- удобен для транспортировки и служит сырьём для металлургических комбинатов. Однако при обжиге руды выделяется двуокись серы, которая вступает в реакцию с водой атмосферы, превращая эту воду в растворы кислот. Во время дождя всё это возвращается на землю в виде кислотных дожлей. Теперь представители УГМК уверяют, что окатывание компания планирует осуществлять на своём предприятии в Свердловской области. Из Воронежской же области повезут концентрат, получившийся в результате промывания (флотации).
Однако представители движения «В защиту Хопра» обращают внимание на то, что конкретные планы компании по добыче никеля не закреплены ни в одном документе.

Известно лишь, что УГМК должна получить лицензию на поисково-разведочные работы и работы по добыче никеля уже к 1 июля. По словам Григория Рудого, с этого времени и на весь срок действия лицензии ежегодные платежи компании в бюджет Воронежской области составят около 1,25 млрд руб. в год (для сравнения: это примерно одна пятидесятая часть бюджета области).

Стоят ли эти деньги той угрозы, которая нависла над уникальной природной зоной, вопрос риторический…

Чего опасаются учёные

Но даже если в Воронежской области обойдётся без окатышей, хватит и других проблем. Никто и никогда не говорил о том, что рудник и комбинат будут абсолютно безопасны для окружающей среды. Поэтому сейчас, по словам одного из первооткрывателей никелевых месторождений заведующего кафедрой минералогии и петрографии ВГУ академика Николая ЧЕРНЫШОВА,  речь идёт о минимизации вреда. Учёные сегодня обозначают несколько болевых точек.

* «Мёртвая» вода

Как рассказал Николай Чернышов, для того чтобы добраться до руды, горнякам предстоит пройти шесть водоносных горизонтов. Один из них очень опасен, потому что вредных элементов в нём примерно 70 граммов на литр, то есть больше, чем соли в крепком рассоле. С такой же водой, скорее всего, будут сталкиваться и при самой добыче никеля. Откачивать её наружу, как считает Николай Чернышов, нельзя, потому что она испортит чернозём. В то же время академик заявил, что пока так и не услышал предложений УГМК о том, что делать с этой водой.

* Вредные отходы производства

Тревогу академика вызывают предложения УГМК по созданию так называемых хвостохранилищ. Напомним, речь идёт о пустой породе, отделённой в результате первичного обогащения, которая содержит в себе самые разные вредные вещества. 60% этой породы УГМК планирует возвращать обратно в рудник, а 40% оставлять на поверхности в специальных резервуарах, которые потом будут засыпать сверху чернозёмом. По словам Николая Чернышова, такой способ изоляции хвостов для нашей области неприемлем.

Мысль Николая Чернышова о хвостохранилищах продолжает старший научный сотрудник заповедника «Белогорье» гидробиолог Алла СИЛИНА. По её мнению, если оставлять хвостохранилища открытыми, загрязнение соседних с рудником водоёмов — Хопра и его притоков — неизбежно, потому что в воду попадёт как  пыль из хвостохранилищ, так и пыль, образовавшаяся при буровых и взрывных работах. Также Алла Силина считает, что при  проведении подземных работ неизбежно формирование так называемой депрессивной воронки, то есть понижение уровня грунтовых вод.

*Отсутствие опыта у разработчиков

Обеспокоенность учёных вызывает также то, что в России нет опыта добычи никеля в нашей климатической полосе. А значит, мероприятия по оздоровлению экологической ситуации, подходящие, к примеру, для Норильска, могут не дать никакого эффекта в Воронежской области.

В ТЕМУ

Разработчики воронежского никеля были в центре скандала о взятке экологам


В самом центре громкого коррупционного скандала оказалась накануне подведения итогов конкурса на разработку воронежских месторождений «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). Как сообщают СМИ, ревизоры из Росприроднадзора нашли на дочернем предприятии УГМК нарушения экологического законодательства. Затем был составлен акт против руководителей предприятия. УГМК грозил штраф в несколько сот миллионов рублей. Однако начальник управления экологического контроля ведомства Людмила Плющ за «скромное вознаграждение» в 90 тысяч евро согласилась смягчить наказание, о чём стало известно и правоохранителям.

В результате Людмила Плющ была задержана в столичном ресторане «Чайхона» как раз в тот момент, когда ей передавал деньги уже знакомый воронежцам директор по горному производству УГМК Григорий Рудой. В итоге и эколог, и представитель УГМК оказались в следственном изоляторе. Правда, Григорий Рудой после дачи показаний был отпущен на свободу.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.