Большой экотропы в Воронеже больше не будет?

Маршрут в этом году стал непроходимым, и авторы проекта собираются его закрыть из-за отсутствия поддержки властей

08.08.2018 08:28
МОЁ! Online
32

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в

Большую экологическую тропу называли одним из самых ярких туристических проектов за последние годы. В 2015 году она получила первый приз всероссийской премии «Маршрут года». Самому проекту шесть лет. Создание экотропы поддержал экс-губернатор Алексей Гордеев и поручил подключить департамент природных ресурсов и экологии областного правительства к воплощению этой идеи. Однако сейчас автор концепции Большой воронежской экотропы Алексей Саниев и вовсе собирается закрыть проект из-за непроходимости маршрута. С 28 по 30 июля около 50 туристов из Воронежа и Липецка отправились в поход по Большой экотропе. Такие походы для всех желающих Алексей Саниев проводит бесплатно ежегодно. Правда, в этот раз весь путь туристы пройти не смогли — тропинки завалили сухие упавшие деревья.

Экотропа — туристический маршрут протяжённостью 60 километров, который проходит вдоль берегов водохранилища, рек Воронеж и Усманка от «Олимпика» через Чертовицы, Староживотинное, Рамонь, Маклок и закольцовывается мостом в Отрожке. Корреспонденты «Ё!» вместе с Алексеем Саниевым прошли по одному из самых живописных участков экотропы в Чертовицах, чтобы увидеть, в каком состоянии сейчас маршрут.

«Объездил треть мира, но только наша природа не надоедает»

В Чертовицах участок экоторопы проходит по Барковой горе над рекой Воронеж. И здесь мы столкнулись с первой трудностью. Как рассказал Алексей Саниев, в этом году экскаватор ковшом срезал часть склона горы. Кто-то потом попытался сделать в нём ступеньки на гору, но на лестницу это похоже весьма приблизительно. Держась за сетку забора местной турбазы, мы всё же забрались на гору.

С высоты открывается потрясающий вид на глубокую синеву реки Воронеж, лес на противоположном берегу. По красоте этот пейзаж вполне может соперничать с видовыми площадками в Крыму. Ко всему прочему возле этого леса и на берегу водоёма обитают около 200 видов птиц — утки, лебеди, стрижи и другие. По словам Алексея, здесь вполне можно было обустроить птичий заповедник с пристанью и дорожками, что привлекло бы туристов.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

— Я объездил треть мира, а не надоедает ходить только здесь, — восхищённо говорит Алексей. — Воронежу досталось уникальное природное наследие с богатой историей, которое находится практически в черте города.

42-летнему Алексею Саниеву есть с чем сравнивать. Он турист со стажем, на протяжении нескольких лет устраивает экспедиции в Африку, Индию, на Эльбрус, на Алтай… В 90-х годах Саниев был судьёй на областных соревнованиях по технике туризма.

— Большая воронежская тропа пользуется популярностью у туристов из других городов и даже стран, итальянцы из Сардинии вообще остались в восторге, для них такие пейзажи в диковинку, — рассказывает Алексей.

Неприятные сюрпризы

Узкой тропинке, проходящей по самому краю склона, не помешало бы минимальное ограждение для спокойствия путников. На Барковой горе ещё с советских времён от одноимённого санатория осталась кое-какая инфраструктура, которую и сейчас можно использовать для благоустройства тропы. На тропинке были организованы видовые площадки с лавочками. Дальше путь ведёт в лес. Здесь даже сохранился навесной железный мостик, который придаёт какую-то сказочность. Места удивительные, порой кажется, что здесь несколько лет не ступала нога человека. Но вдруг видишь валяющийся мусор — и волшебное ощущение улетучивается...

Неожиданно мы выходим к широкой песчаной дороге, вырытой экскаватором. Алексей говорит, что год назад её ещё не было.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

— Уже началась эрозия почвы, каждый год талые воды будут вымывать грунт, и здесь получится канава, — говорит Алексей. — Вот и карьер рядом кто-то разрыл, тоже непонятно, получено ли на него разрешение. И вот такие сюрпризы с вмешательством в природу довольно часто здесь встречаются.

Дальше путь по тропе преграждают упавшие деревья, поэтому обратно мы решили вернуться вдоль берега и посмотреть на родники. В месте, где бьют родники, в 2016 году произошёл обвал грунта, который вместе с деревьями упал в реку. Родники смогли пробиться заново, но нуждаются в расчистке. Кто-то из местных жителей облагородил один из источников. Вода там оказалась вкуснейшая. Из-за обвала грунта к тропинке у реки мы не смогли пройти. Раньше по ней можно было добраться от чертовицкого пляжа в Рамони. Эта дорога была альтернативой тропинке по Барковой горе.

«Регион не заинтересован в развитии экотуризма»

После прогулки Алексей рассказал, что всерьёз подумывает свернуть проект Большой экотропы.

— Такой объект требует постоянного обслуживания, — говорит Саниев. — Необходима расчистка маршрута, чтобы туристы могли беспрепятственно по нему передвигаться. Соответственно, нужны люди, которые бы следили за изменениями на тропе. Ну и самое главное — необходимо создать инфраструктуру, чтобы туристы могли с комфортом ходить в походы.

Создание экотропы, как рассказал Алексей, предполагает установку навигационных знаков, оборудование трёх кемпинг-стоянок с душем и туалетом, создание пяти зон экопросвещения, где была бы информация о тропе и её достопримечательностях. Нужна расчистка родников для пополнения запасов чистой воды — поход по всему маршруту занимает четыре дня. По предварительным подсчётам Алексея на оборудование экотропы нужно 12 миллионов рублей. Для сравнения: только из городского бюджета на содержание автотранспорта мэрии и управ районов тратится до 100 миллионов рублей в год. За шесть лет на тропе было установлено несколько навигационных знаков и деревянный настил на заболоченном участке в Мокром логу (лог находится в «Олимпике», недалеко от смотровой площадки возле дачного посёлка Рыбачий).

Тропинки завалены упавшими сухими деревьями
Фото Игоря ФИЛОНОВА

— Если вначале воронежские власти проект поддерживали, то с 2016 года диалога нет, — сетует Алексей. — Такое впечатление, что наш регион не заинтересован в развитии национальных парков и экотуризма. Я мог бы организовать волонтёров для расчистки экотропы, но все работы, во-первых, необходимо согласовывать и получать на них разрешение, во-вторых, понадобятся бензопилы и транспорт для вывоза упавших деревьев. Без административного ресурса развитие тропы невозможно. За свой счёт я сделал путеводитель по тропе, на народные средства мы поставили указатели, но самостоятельно полностью заниматься этим проектом невозможно.

«В Севастополе тропу сделали за два года»

Действительно, без поддержки властей создать обустроенный безопасный маршрут нельзя, потому что его нужно согласовывать с МЧС, экологами и другими службами. Алексей Саниев рассказал, что другие регионы взяли за основу некоторые воронежские наработки и уже создали у себя функционирующие экотропы.

Например, так было с Большой севастопольской экотропой, которую создали за два года. Сеть маршрутов — около 250 километров, которые проходят в горах вокруг Севастополя, на ней находятся крепости, храмы, пещеры, водопады, организовано семь кемпинговых стоянок. На проект местные власти потратили 25 миллионов рублей. В сезон тропу в Севастополе посещают около пяти тысяч туристов с палатками. Создан сайт, на котором есть исчерпывающая информация для путешественников. А у воронежской экотропы до сих пор лишь группа в соцсети «ВКонтакте».

Выгода в создании Большой экотропы для Воронежской области очевидна, считает Алексей Саниев. Проект помог бы и развитию малого бизнеса. Такие объекты, как экотропы, национальные парки, по словам Саниева, увеличивают оборот производства и сбыта товаров и услуг, связанных с туризмом. Например, в США оборот в этой индустрии в 2016 году составил 887 миллиардов долларов в год. При этом 48% населения Америки вовлечены в активный отдых на природе. В России в 2017 году всего 11 миллионов туристов посетили нацпарки и заповедники.

— Человек идёт с нами в поход, покупает одежду, палатку в спортмагазине за шесть тысяч рублей, а магазин уже с этих денег налоги заплатит. Это лишь маленький пример выгоды для государства. Только в один массовый организованный поход по воронежской экотропе собираются от 50 до 200 человек, — говорит Алексей Саниев. — Туристов, которые предпочитают активный отдых, будет больше, если появится инфраструктура для этого.

Автор концепции экотропы Алексей Саниев уверен, что выгода от этого проекта для Воронежской области очевидна
Фото Игоря ФИЛОНОВА

«МОЁ!» направила запрос в департамент природных ресурсов и экологии, чтобы выяснить позицию властей по поводу развития Большой воронежской экотропы. Ответ от ведомства пришёл довольно туманный. С одной стороны, в департаменте отмечают актуальность и важность проекта для развития туризма в регионе и заверяют, что работы по реализации концепции экотропы будут продолжены. С другой – ответа на вопрос, сколько конкретно бюджетных средств за шесть лет было выделено на эти цели, мы не получили. И, как оказалось, финансирование на дальнейшую реализацию концепции создания экоторопы не определено. Также осталось неясным, предпринимал ли департамент природных ресурсов какие-либо действия, чтобы, например, проект экоторопы включили в областные или федеральных программы, за счёт которых можно было бы получить финансирование.

По поводу расчистки природных территорий в областном заказнике «Воронежская нагорная дубрава» (именно там расположено наибольшее число непроходимых участков экотропы) в департаменте сообщили, что работы продолжатся при условии выделения средств из регионального бюджета. Случится ли это – непонятно. Выходит, что пока создание одного из самых привлекательных туристических маршрутов находится в подвешенном состоянии. Мы продолжим следить за этой темой.

В ТЕМУ

5 достопримечательностей Большой воронежской экотропы

На маршруте Большой экотропы находится больше 20 природных и археологических памятников. Расскажем о некоторых из них.

1. 400-летний дуб — памятник природы всероссийского значения. Он вымахал до 26 метров, а его обхват составляет 4,5 метра. Находится уникальное дерево метрах в 700 от посёлка Рыбачий.

2. Кузнецовское городище. Находится на территории санатория имени Горького, на крутом мысе правого берега. Это древнерусское поселение предположительно VIII — X веков н.э. является памятником археологии. Здесь находили утварь, кузницы, погребения.

3. Камень-следовик на Белой горе. Во времена язычества таким камням поклонялись как святыням. Особенность его в том, что на гладком камне есть вмятина, напоминающая след ноги.

4. Белая гора возвышается на 45 метров над уровнем водохранилища, находится за спорткомплексом «Олимпик» (если двигаться в сторону Чертовиц). С неё открывается красивый вид на левый берег и главный воронежский водоём.

5. Посёлок Маклок. Одна из достопримечательностей — озеро, где водятся болотные черепахи.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».