Кто и зачем уничтожает Северный лес в Воронеже
Вся земля под этим парком, оказывается, находится в частной собственности. Поэтому, когда засохнут последние деревья, путь для застройки будет открыт.
Тихое убийство. Именно так можно назвать то, что происходит в этом году в Северном лесу — природном парке площадью 40,8 га, расположенном на окраине Северного микрорайона. В мае неизвестные люди специально начали повреждать там здоровые деревья. И сейчас сосны массово засыхают. Экологи неожиданно заявили, что причина в корневой губке и в «интенсивной рекреации».
«Просверлены почти все сосны!»
О том, что в Северном лесу кто-то целенаправленно убивает здоровые деревья, читатели «МОЁ!» сообщили в редакцию в мае.
— Это уже ни в какие рамки не лезет! — возмущался житель дома № 9б по улице Мордасовой Алексей. — 21 мая около двух часов ночи были отчетливо слышны звуки сверления сосен Северного леса. Сейчас видны отверстия в живых соснах диаметром около 1,5 см и следы белого порошка. Просверлены практически все живые сосны! Видимо, строить дома и продавать квартиры — это и есть приоритет... Жалко лес.
Органы власти обратили внимание на проблему. Возможно, в этом сыграли роль и публикации на портале «МОЁ! Online». 11 июня руководитель областного департамента экологии и природных ресурсов Алексей Карякин доложил губернатору Александру Гусеву, что повреждено 141 дерево — сосна обыкновенная. Правда, тут же добавил, что «фактов усыхания сосен не выявлено». «По итогам встречи Александр Гусев дал поручение Алексею Карякину осуществлять постоянный мониторинг территории парка, состояния повреждённых деревьев и держать ситуацию на контроле», — сообщила пресс-служба облправительства.
Деревья умерли
И вот прошло два месяца. И тот же читатель Алексей рассказал «МОЁ!», что из окон его дома уже невооружённым глазом видно — сосны усыхают. В этом мы, к сожалению, убедились и сами, когда побывали в Северном лесу. Вот отверстия в стволах, вот пожелтевшая и осыпающаяся хвоя. Умирающих деревьев десятки. И умирают, на наш взгляд, в основном как раз просверленные. Судя по всему, через год-два они упадут сами...
Теперь самое печальное — чиновников эта ситуация не волнует. Давайте вместе прочтём довольно длинный ответ областного департамента экологии и природных ресурсов на редакционный запрос «МОЁ!».
«Департамент регулярно осуществляет мониторинг состояния повреждённых деревьев на территории природного парка «Северный лес», — говорится в нём. — По мнению специалистов-лесопатологов, учитывая, что растения при повреждении начинают проводить интенсивную регенерацию, всасывая химические вещества, определить наличие каких-либо веществ, введённых в отверстие, достаточно проблематично. Белый порошок может быть как химическим веществом, так и засохшей смолой, выделяемой самим деревом. С целью определения возможности анализа данного вещества и воздействия его на деревья департамент направил запрос в ВГЛТУ им. Морозова. Согласно экспертному заключению данные повреждения не могут повлечь гибель деревьев даже при доставке в отверстия вредных веществ, т. к. смолоносная система блокирует их распространение в древесине. Древесина, пропитываемая живицей, становится непроницаемой для грибов, бактерий и вирусов, а также для проникновения ядовитых веществ».
Из-за чего же тогда засыхают деревья? Департамент сообщает, что «более значимой угрозой рассматриваемым зелёным насаждениям являются распространение очагов корневой губки на данной территории и нерегулируемая интенсивная рекреация». «Сосна очень чувствительна к уплотнению почв в приствольных кругах, реагируя усыханием», — говорится в ответе. А ещё департамент сообщил, что обратился в полицию «для проведения оперативно-разыскных мероприятий с целью выявления нарушителей режима особой охраны природного парка». Но полиция отказала в возбуждении уголовного дела.
Переводим с официального языка на обычный. Ночные сверлильщики, оказывается, ни при чём. А виноваты во всём жители соседних домов. Слишком часто они ходили в лесу и так утоптали почву, что бедные сосны и погибли. Какое уж тут уголовное дело?
Зачем убивают лес?
Воронежцы очень долго боролись, чтобы Северный лес признали особо охраняемой природной территорией. И вот в 2014 году увидело свет постановление областного правительства «Об образовании природного парка областного значения «Северный лес». Этот статус присвоен территории в 40,8 га (на такой площади могли бы поместиться 52 футбольных стадиона, подобных воронежскому Центральному стадиону профсоюзов).
Но чтобы лес остался лесом, важен не только его статус, но и то, кому принадлежит земля. И здесь начинается самое печальное. Земля большинства парков и скверов Воронежа — это федеральная, областная или муниципальная собственность. А вот земля под Северным лесом, по данным публичной кадастровой карты Росреестра, собственность частная. Причём в границах Северного леса мы насчитали 54 самостоятельных участка.
Читать все комментарии